Становление модерна
На становление модерна повлияли несколько факторов:
- рост массового машинного производства;
- заново открытые для европейцев Япония и Китай;
- развитие городов и городской культуры;
- новые философские воззрения.
Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.
Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.
Абонемент на выставки движения «Искусства и ремёсла», Уолтер Крейн, 1890 г. Изображение: Wikimedia Commons
Рисунок для обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель производства «Искусств и ремесел». Фотография: Britannica
Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.
Артур Макмердо, обложка для книги «Городские церкви Рена». Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, стул. Фотография: Wikimedia Commons
Плакат, Чарльз Ренни Макинтош. Изображение: Wikimedia Commons
Стул, Чарльз Ренни Макинтош. Фотография: Phillips
Предыстория графического дизайна
Прежде чем перейти к направлениям изобразительного искусства, которые оказали воздействие на внешний вид графического дизайна, рассмотрим самые ранние формы визуального и письменного языка и вспомним первые способы распространения информации при помощи печати.
Первые признаки визуальной коммуникации
Историки считают, что зарождение графического дизайна началось с пещерной живописи еще до нашей эры. Через эти наскальные рисунки люди передавали знания от одного поколения к другому.
Животные, отпечатки рук, оружия, заметки об охоте — все это были основные образы на наскальных рисунках. Очевидно, что в то время люди общались преимущественно визуальным способом.
Зарождение визуального языка
Язык и алфавит — следующая стадия эволюции графического дизайна. Считается, что шумеры изобрели письменность в период с 3300 до 3000 г. до нашей эры. Первоначальными формами письма считались пиктограммы. Пиктограммы — это символы, которые изображают объекты.
Изобретение книгопечатания
Очевидно, что графический дизайн не зародился бы без появления печати. Так в 6 веке в Китае применяли деревянные гравюры и рельефную печать для штамповки узоров на шелковой одежде, а затем и на бумаге. В 1040 году Би Шэн изобрел первую в мире технику печати подвижных литер.
Образец первой печатной книги — Алмазная сутра от китайской династии Тан, 868 год н. э.
В 1439 году Иоганн Гутенберг был первым европейцем, который использовал подвижные литеры. Он внедрил средства массовой коммуникации в западную культуру. В своих дизайнерских разработках Гутенберг заменил дерево металлом, а гравюры буквами. С появлением печатного станка Гутенберга литература и грамотность стали доступны широким массам. Людям больше не было необходимости ждать репродукции книг. Станок сформировал коммерческий подход использования дизайна, что, в свою очередь, привело к развитию рекламы и графического дизайна.
Как промышленная революция повлияла на развитие графического дизайна
Во время Промышленной революции (1760 — 1840 г.) появились новые технологии, которые способствовали повышению эффективности и работоспособности производственных процессов. Одним из таких новых видов печати стала литография.
Литография — это способ печати, который подразумевает нанесение рисунка на камень или металлическую поверхность, при этом краска переносится с плоской печатной формы на бумагу. Вскоре появилась хромолитография, которая подразумевала обычную литографию с применением цвета.
Первое агентство графического дизайна
В 1903 году художник Коломан Мозер, архитектор Йозеф Гофман и банкир Фриц Варндорфер основали первые Венские мастерские.
Появление Венских мастерских объединило архитекторов, художников и дизайнеров в области керамики, моды, мебели, ювелирных изделий и графики. Их принято считать основоположниками современного дизайна и таких стилей, как Баухаус и Арт-деко. Они внесли вклад в стандарты дизайнерской деятельности для следующих поколений.
Символика и функциональность в декоре
В дизайне интерьера символика и функциональность играют важную роль, помогая создать гармоничное и привлекательное пространство. Дизайнеры используют различные элементы декора, чтобы выразить определенные идеи, значения и эмоции.
Одним из способов выражения символики в дизайне интерьера является использование цветов. Разные цвета могут вызывать разное настроение и ассоциации у людей. Например, красный цвет может символизировать страсть и энергию, а синий цвет – спокойствие и гармонию. Дизайнеры могут использовать эти цвета в интерьере, чтобы подчеркнуть определенные качества или создать определенную атмосферу.
Функциональность также играет ключевую роль в дизайне интерьера. Каждое помещение имеет свою уникальную функцию, и дизайн должен учитывать эти потребности. Например, кухня должна быть функциональной и удобной для приготовления пищи, поэтому дизайнер может разместить рабочую зону вблизи плиты и раковины, чтобы обеспечить удобство при работе.
Символика и функциональность могут быть выражены также через выбор мебели и аксессуаров. Например, дизайнер может использовать мебель с гладкими и современными линиями, чтобы создать чувство современности и инноваций. Аксессуары, такие как картины, фотографии и светильники, могут использоваться для выражения определенных тем или создания определенной атмосферы.
Символика в декоре | Функциональность в декоре |
---|---|
Использование цветов | Учет потребностей помещения |
Выбор мебели и аксессуаров | Практичность в дизайне |
Сочетание символики и функциональности в декоре позволяет создавать уникальные и привлекательные интерьеры, которые отражают индивидуальность и потребности клиента. Это позволяет дизайнеру создавать комфортные и функциональные пространства, которые вдохновляют и радуют своих обитателей.
Модерн в Европе
4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.
Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique
Югендстиль
Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.
Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons
От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.
Национальный романтизм
Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.
«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons
Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.
В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.
Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons
Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.
Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons
В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».
Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons
Сецессион
В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.
«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.
Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons
Модерн
Девиз: возвращение к природе.Цель: воспевание красоты.Идея: сотворение пекрасного, преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой».
Как движение в искусстве возник на рубеже XIX и XX веков в развитых странах. В России и Англии подобный современный стиль называли модерном, в Бельгии и Франции — «ар-нуво» (новое искусство), в Италии — «либерти», в Германии, Швеции, Финляндии — «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии — «сецессион» (отделение, уход), в США — «стиль Тифани». Модерн — стиль ностальгически-романтический. Если классицизм можно характеризовать словами «простой и строгий», рококко — «изысканный и роскошный», то к стилю модерн больше подойдет эпитет «элегантный». Перед стилем модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Основной выразительной формой и мотивом стиля стала линия, ноне прямая, а извилистая, изящная, плавная, замысловатая. Ему свойственна асимметрия. Язык искусства модерна — это абстрактные формы, но живые, органичные, дышащие и растущие. Символ стиля — изощренная форма цветка цикламена. Основа мотивов – сильно стилизованные цветы и растения, оплетающая опору лиана. Птицы — лебеди. Для убранства в стиле ар-нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос. В интерьерах часто встречаются свободная планировка, свойственная японским жилищам, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастных, а благородных сочетаний. В технике витража делают межкомнатные перегородки, дверные проемы, абажуры и светильники. Модерн принес в европейские дома моду на ширмы со сложным и тонким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах. Цвет — неяркий, приглушенный, лучше полутона. Особенно популярны светло-зеленая гамма и оттенки лилового. Характерны жемчужно-серые оттенки, а также насыщенные золото и охра. В целом обстановка может напоминать атмосферу декадентского салона начала века, с приглушенным мерцанием серебра и перламутровым блеском. При желании интерьер можно оформить оригинальными вещицами начала прошлого века. Так, например, длинноногая бронзовая цапля под лестницей в гостиной или небольшая пепельница в форме ракушки, украшающая полочку дивана, станут не менее красноречивыми символами стиля. Добавьте сюда пальму в кадке, деревянную трость с медным набалдашником, сигару на ломберном столике, дымящуюся в круге света от лампы с тканым абажуром, — и вот вам модерн. Пристрастие этого стиля ко всякого рода художественным аксессуарам и милым безделицам очевидно.
Возрождение модерна
Переосмысление модерна началось спустя полстолетия. Благодаря большой исторической дистанции появилась возможность взглянуть на модерн свежим взглядом. На плакаты 1960-х возвращаются образы с афиш и из журналов начала века.
Постер, Элтон Келли. Изображение: Стэнли Маус / Элтон Келли / Культурный центр Банка Бразилии / Google Art & Culture
Постер, Бонни Маклин. Изображение: Wikimedia Commons
Постер, Джим Блэшфилд. Изображение: Wolfgang’s
Музыканты, конкурируя за внимание слушателя, используют эксцентричные формы, шрифты, узоры, женские образы. Психоделическая культура хиппи переосмысляет модерн ― главное отличие нового «модерна» от образцов прошлого в использовании насыщенных, контрастных цветов и образов, соответствующих духу нового времени
История дизайна интерьера
Античность
В античности интерьеры были простыми и функциональными. Главный приоритет заключался в создании комфортного пространства для людей и предоставлении им удобств. Архитектура и дизайн интерьеров восхищали своей элегантностью и гармонией. Основными элементами античного дизайна интерьера были мрамор, статуи, роскошные ткани и уникальные детали в виде карнизов и колонн.
Средневековье
Средневековье – эпоха религиозного и феодального влияния, что отразилось на дизайне интерьера. В этот период преобладали темные и тяжелые интерьеры, доминировали церковные мотивы. Основными материалами были дерево, камень и металл. Росписи на стенах, гобелены и трепетные детали создавали атмосферу величия и мистики.
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения дизайн интерьера стал выражать богатство и роскошь. Архитектура стала более симметричной и геометрической. Великолепные дворцы и замки, такие как Версаль, являются примерами красоты и изящества интерьера этого периода. Были изобретены такие элементы дизайна, как балдахины, необычные шторы, лепнина и мебель с изысканными деталями.
Барокко и классицизм
Барокко и классицизм – это периоды, которые олицетворяют роскошь, пышность и престиж. Интерьеры стали более театрализованными и разнообразными. Богатое декорирование и использование драгоценных материалов делали интерьеры этих эпох неповторимыми и роскошными.
Эпоха модернизма
В начале 20 века появился модернизм, который стал революцией в дизайне интерьера. Рационализм и функциональность стали важными принципами. Интерьеры стали простыми и минималистичными. Материалы, такие как стекло, сталь и бетон, стали популярными и использовались для создания современных и функциональных пространств.
История дизайна интерьера – это постоянное развитие и эволюция, отражающая дух времени и потребности людей. Каждая эпоха оставила свой след в истории дизайна интерьера и вдохновляет современных дизайнеров создавать новые, уникальные и интересные интерьеры.
Стили[]
В дизайне интерьера, как в части архитектуры существует множество различных стилей, которые сформировались в различные исторические эпохи. Одно и то же помещение, например, конференц-зал, может быть оформлено в разных стилях: хай-тек, романском, модернизме, ренессанс. барокко и так далее. Список интерьерных стилей шире, чем архитектурных.
Исторические стили:
- Авангард подразумевает “яркую палитру цветов в отделке”, отказ от обоев и лепнины в пользу лаконичных крашеных или ламинированных стен, необычная форма мебели, в качестве украшений приветствуется авангардная живопись.
- Ампир представляет собой развитие классицизма и подразумевает наличие колонн, пилястр, портиков и лепнины в сочетании с настенными украшениям военной тематики (гербы, клинки, доспехи). Массивная мебель преимущественно резная и темных тонов, картины в позолоченной раме. Для освещения используется люстра.
- Ар-деко отличается большей контрастностью и использованием современных материалов с акцентом на геометрические узоры в декоре.
- Барокко характеризует массивная резная мебель, с обилием текстильной драпировки из шелка или атласа. Велико значение портьер. В барочной спальне обыкновенно присутствует балдахин. Из украшений используются напольные вазы, большие зеркала и картины соответствующей стилистики в деревянных рамах.
- Викторианский стиль немыслим без обоев и деревянного фартука в нижней части стен. По сравнению с более ранними стилями викторианский стиль более аскетичен и лишен лепнины или колонн. Массивные комоды, камин и большие напольные часы являются атрибутами викторианского стиля. Помимо люстры используются светильники с абажурами.
- Модерн в определенном степени противоположен ар-деко, так как на вместо геометрических узоров используются плавные линии и растительный орнамент. Из украшений актуален витраж.
- Классицизм подразумевает использование колонн и лепнины в сочетании со светло-бежевыми тонами и центральной люстрой. В прихожей логична банкетка, а на кухне буфет с сервизом.
- Советский стиль отличается простотой и функциональностью. Скатерти на столах, абажуры на лампах, сервант с сервизом. Неотъемлемым элементом советского быта были настенные ковры. Цветовая гамма неяркая и неброская. Особое место в гостиной занимал телевизор на тумбочке.
- Неоклассицизм
- Ренессанс
- Рококо
- Готический стиль
Этнические стили интерьера. Стиль представлен в виде отдельно взятых элементов или полностью прописанного мотива той или иной этники народа. В зависимости от пожеланий клиента в интерьере с разной частотой могут присутствовать стилизованные предметы или подлинные изделия той или иной страны. Самые популярные этнические стили:
- Английский в определенной степени подразумевает викторианский стиль, но к нему не сводится, поскольку он может включать и георгианский стиль. По сравнению с классическим стилем английский более прост, подразумевает наличие обоев, камина, кресел, торшера, бра и книжных шкафов.
- Восточный стиль может распадаться на китайскую, японскую, арабскую, египетскую и марокканскую вариации. Общим является обилие мозаики в декоре и минимум мебели. Арабский стиль подразумевает сочетание витиеватых и геометрических узоров с арками и подушками. Китайский стиль отличается наличием пейзажных росписей, китайских фонариков и веера на стене. Японский характеризуется наличием среди материалов шелка, бамбука и бумаги.
- Египетский стиль отличается наличием обязательной символики: сфинкс, лотос, скарабей, пирамида, египетские иероглифы. Присутствует песочно-желтый цвет с вкраплениями синего и черного, а также колонны и статуэтки в виде кошки. Из мебели используются сундуки и комоды. Кресла могут быть плетенными.
- Китайский
- Русский
- Скандинавский
- Прованс
- Американский
- Африканский
- Японский
Современные популярные виды дизайна интерьера:
- Бунгало
- Грандж
- Кантри
- Китч
- Лофт – стиль интерьера характеризующийся высокими потолками, необработанными кирпичными стенами, открытыми коммуникациями в сочетании с мебелью, которая может быть как отдельный арт-объект, современной живописью на стенах и современной цифровой техникой.
- Контемпорари характеризуется лаконизмом и функциональностью. Цвета предпочитаются светлые и холодные. Этот стиль пересекается с хай-теком и скандинавским. В отличие от авангарда, причудливые картины не используются. Изредка интерьер оживляется яркой функциональной деталью. Для окон характерны жалюзи.
- Минимализм
- Поп-арт
- Постмодернизм
- Стимпанк
- Техно
- Фьюжн
- Хай-тек
- Шебби-шик
- Экостиль
- Шале
Процесс разработки[]
Разработка дизайна интерьера начинается с составления дизайн-проекта — комплекта документов, описывающих функциональные и дизайнерские решения, в них содержатся чертежи помещения и описания всех деталей будущего интерьера, включая отделочные материалы и расположение коммуникаций. Поскольку, дизайнер должен по максимуму использовать возможное пространство, множество деталей зависящих от самой конструкции дома, дизайнер уточняет у инженера-строителя. В работе над проектом, дизайнер часто напрямую сотрудничает с строителями, подрядчиками и архитекторами, для того, что бы все внесённые изменения были в рамках строительных и санитарных норм. В проекте присутствует техническое задание, в котором описаны все требования и пожелания заказчика.
Сначала производятся обмеры помещения, после чего разрабатываются примерные планировочные решения и эскизы. На этом этапе дизайнер предлагает заказчику несколько вариантов планировки с распределением основных функциональных зон и расстановкой мебели. Так как 3D-моделирование — трудозатратный процесс, на этапе примерного планирования подробные трёхмерные модели разрабатываются только после согласования с заказчиком.
После утверждения размещения зон разрабатываются проектировочные чертежи электрических проводов и планируется расположение электроприборов (освещение, электрический обогрев и прочее); в случае необходимости выполняются чертежи изменений в планировке; план потолков и напольных покрытий, размещения сантехнического оборудования, ведомости, содержащие сведения об отделке и заказываемых материалах и предметах мебели и декоре.
Следующим этапом является реализация запланированных работ; на этой стадии дизайнер контролирует работу отделочных и ремонтных бригад, предоставляя заказчику требуемую сметную документацию.
Состав и правила оформления рабочих чертежей архитектурных решений интерьеров производственных и вспомогательных здании всех отраслей промышленности и народного хозяйства установлены ГОСТ 21.507-81* СПДС. Интерьеры. Рабочие чертежи.
«Проектирование и строительство. Иллюстрированный справочник для заказчика и проектировщика»
Петер Нойферт, Людвиг Нефф
Изображение: издательство «Архитектура-С»
О чём
Эта книга — основа основ, полноценный учебник и настольное пособие как для начинающих дизайнеров, так и для профессиональных архитекторов.
Не стоит пугаться названия — в книге не академический сухой, а понятный, живой язык. С помощью коротких (но максимально объясняющих суть) текстов, рисунков, таблиц и схем авторы описывают процесс проектирования помещений. От фундамента до крыши, от общего пространства жилья до размеров кухонных приборов, от прихожей до кабинета. Рассказывают про освещение, вентиляцию, типы домов, участки и сад, предметы домашнего обихода.
Главная ценность книги — в её акценте на эргономике. Строения и предметы указаны с необходимыми размерами. В начале книги мы узнаём пропорции и размеры тела человека, места, которое он занимает в пространстве и которое нужно ему в быту. Какой высоты должен быть рабочий стол. Какая ширина нужна для комфортного прохода между кроватью и окном. Сколько метров отвести под мини-кухню. Как расположить сантехнику в ванной. На всё это отвечают авторы.
Чем полезна
- Познакомит с правилами проектирования и нормативами.
- Поможет организовать пространство так, чтобы в нём было удобно жить.
- Можно использовать и как справочник — в книге более 300 терминов, которые переведены на человеческий язык.
Средние века и Ренессанс
В период Средних веков дизайн интерьера претерпел существенные изменения. Влияние христианской религии стало определяющим фактором в оформлении помещений. Соборные церкви и монастыри стали центрами религиозной жизни, и их интерьеры отражали этот характер.
В интерьере соборов Средних веков основная роль принадлежала архитектуре и скульптуре. Помещения были большие и просторные, с высокими сводчатыми потолками и полукруглыми арками. Стены украшались фресками и статуями, изображающими сцены из Библии или святых. В интерьере использовались благородные материалы: мрамор, дерево, золото.
С ростом влияния городской культуры в эпоху Ренессанса, искусство дизайна интерьера стало более изысканным и разнообразным. Возникают первые общественные места – дворцы и резиденции местных правителей, богатых купцов и аристократии. Интерьеры становятся роскошнее и утонченнее.
Основной чертой ренессансного дизайна является гармоничное объединение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративных элементов
Особое внимание уделялось пропорциям и симметрии. В помещениях использовались высококачественные материалы: мрамор, драгоценные породы дерева, золото, шелк, бархат
Мебель становится более удобной и элегантной. Введение новых элементов, таких как стулья и столы, меняет привычный облик интерьеров. Встречаются первые шкафы, сундуки, комоды.
В Ренессансе интерьеры стали персонализироваться. Предметы хозяйственного обихода и предметы искусства стали отражать интересы хозяина помещения, его социальный статус и культурные предпочтения.