Современное восприятие и будущее неорусского стиля
Неорусский стиль в архитектуре, который своеобразным образом сочетает элементы русской народной архитектуры с современными тенденциями, получил широкое распространение в последние десятилетия. За счет своей уникальности и привлекательности, он стал популярным не только в России, но и за ее пределами.
Неорусский стиль в архитектуре имеет свои особенности, которые нравятся любителям искусства и строительства. Это включает в себя использование деревянных элементов, затейливых орнаментов, лепнины и красочных куполов. Все это создает особую атмосферу и чувство национальной идентичности.
Однако неорусский стиль не остался без критики. Некоторые считают его вульгарным и понапрасну утрачивающим историческую ценность. Они указывают на то, что воссоздание старинного стиля в современном исполнении является бездумным копированием и лишенным оригинальности.
Однако, несмотря на все разногласия, неорусский стиль продолжает развиваться и привлекать внимание архитекторов и дизайнеров. Он адаптируется к современным требованиям и вписывается в современные городские планы
В некоторых случаях, такое слияние старины и современности может придавать новизну и оригинальность даже самым привычным постройкам.
Будущее неорусского стиля в архитектуре представляется интересным и многообещающим. Сочетание традиционных элементов с новыми технологиями и материалами может привести к созданию уникальных и красивых сооружений. Кроме того, с развитием современных тенденций в устойчивой архитектуре, неорусский стиль может стать примером для создания экологически чистых и энергоэффективных зданий.
Таким образом, неорусский стиль в архитектуре имеет свойства, позволяющие ему сохранять актуальность и привлекательность среди поклонников искусства и архитектуры. Его будущее зависит от того, как он будет дальше развиваться и адаптироваться к изменяющимся требованиям и вкусам. Но, несомненно, неорусский стиль останется ярким и уникальным элементом современной архитектуры.
История появления псевдорусского стиля
Русская архитектура — одно из древнейших искусств в мире. Неповторимый архитектурный стиль, легко узнаваемый среди десятков других стилей, уходит своими корнями глубоко в древность, к истокам русской истории. Отсутствие структурного постоянства было одной из главных причин интереса к этой культуре во времена Российской империи. Поскольку деревянные здания редко живут более двухсот лет, русские архитекторы того времени решили частично возродить древнюю культуру русского зодчества.
Как уже упоминалось, псевдорусский стиль был основан на элементах старых деревянных зданий. Со временем элементы менялись и становились более функциональными. Помимо многовековой русской архитектуры, новое направление объединило множество различных элементов византийской культуры. Это позволило создать гармоничный стиль, в котором эти тенденции прекрасно дополняли друг друга.
Типичный псевдорусский дом — это дом с традиционными русскими окнами, крышей и декоративными элементами. В таком доме важным считался только внешний дизайн, а внутренний дизайн оставался таким же, как и в большинстве домов. Распространенным явлением было оформление уже построенного дома в псевдорусском стиле. Это было достигнуто путем украшения экстерьера резными крышами, скатными кровлями и другими традиционными русскими элементами.
Главным вдохновением для строительства зданий в этом стиле послужили различные памятники древнерусской архитектуры в Пскове, Новгороде и других древнерусских городах. Некоторые здания, сохранившиеся с XII по XIII век, послужили основой для домов в Москве и Санкт-Петербурге. Это решение помогло создать здание, максимально приближенное к старым правилам русской архитектуры.
Многие эксперты и историки сходятся на мысли о том, что такой подъем интереса к древнерусскому зодчеству исходит прежде всего от народа. В России тех лет не всегда хорошо приживался экзотичный западноевропейский архитектурный стиль. Людям часто нужен был простой, привычный взгляду стиль, которым и стал псевдорусский. Народ самостоятельно стал декорировать дома с применением традиционных орнаментов, дизайнерских элементов и прочего. Такая массовая заинтересованность в традиционной архитектуре породило огромное количество государственных построек. Среди таких примеров можно отметить ГУМ в Москве. Его внешний фасад является типичным для псевдорусской архитектуры тех лет. Традиционный стиль, переплетающийся с современными и византийскими мотивами, в последствии стал визитной карточкой Москвы. Другие примеры такого же стиля можно найти почти в каждом российском крупном городе.
Развитие
Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией.
Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Stan Shebs , CC BY-SA 3.0
Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.
Alex Zelenko , CC BY-SA 3.0
В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.
Развитие в конце XIX века
В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872). Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.
NVO , CC BY-SA 3.0
К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в.
В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества.
Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки.
В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890-1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875-1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.
Развитие в начале XX века
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль
». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример – дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).
Любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879-1914), ученика Васнецова, в 1913-1916-е годы.
Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Отличительные черты в архитектуре 19 века
Одной из первых построек такого стиля стала Погодинская из¬ба на Девичьем поле в Москве. Этот небольшой дом на самом деле похож на традиционное русское жили¬ще. Никитин, архитектор, сделал окна с резными ставнями, а крышу декорировал деревянными узорчатыми «полотенцами». Тем не менее, внутри дом мало чем отличается от обычных квартир.
В начале 1870-х годов при проектировании домов, архитекторы проявили большое внимание к зданиям, построенным еще в 16-17 веках. Одними из самых ярких примеров псевдорусского стиля того времени стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом
Направление называли «ропетовщиной» (в честь архитектора И.П. Ропета). Благодаря нему возникает большое количество деревянных выставочных павильонов.
Уже в начале 1880-х годов здания практически точно копировали элементы декорирования русской архитектуры 17-го века. Дома в то время были построены, преимущественно из кирпича и белого камня. Главными отличительными особенностями псевдорусского стиля 19 века являются узкие большие окна, сделанные по форме сводов, крыши, похожие на терем, так называемые «пузатые» колонны, фрески с использованием орнамента растительной тематики, разноцветные изразцы, а также массивные элементы ковки. Здания, выполненные в этом стиле, могли состоять из нескольких разноразмерных объектов.
Внешне дома могли не соответствовать внутренней архитектурно-пространственной и функциональной организации. Из форм в архитектуре находили отражение треугольники, шатры, «кружало», бочки. Двери были украшены сенью с кубышчатыми колоннами или козырьком на консолях.
Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том числе русско-византийское и неорусское направления.
В псевдорусском стиле есть много элементов, заимствованных из европейской архитектуры и культуры. Можно сказать, что национальными здесь являются только творческие мотивы. Именно поэтому стиль имеет такое название.
Исторический обзор стиля
Неорусский стиль в архитектуре появился в России в конце XIX — начале XX века, в период, который называется «серебряным веком». Этот стиль сформировался как реакция на влияние западных архитектурных течений и стремление сохранить русскую традицию и национальную идентичность.
Неорусский стиль сочетает элементы деревянной русской архитектуры с элементами классицизма, барокко и русского народного искусства. Важными чертами стиля являются узоры, резьба по дереву, резная кирпичная кладка, а также изящные формы и арки.
В начале XX века неорусский стиль стал популярным в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из самых известных примеров неорусской архитектуры является здание Московского дворянского собрания, построенное в 1902 году по проекту архитекторов Виктора Васнецова и Василия Поленова.
В советское время неорусский стиль был замещен конструктивизмом и другими экспериментальными архитектурными направлениями. Однако, в современной России неорусская архитектура стала восстанавливаться и оцениваться как часть культурного наследия страны.
Сегодня в России можно найти много примеров неорусской архитектуры, начиная от коттеджей и особняков до общественных зданий и церквей
Этот стиль по-прежнему привлекает внимание своей уникальностью и неповторимостью
Преимущества и недостатки неорусского стиля
Неорусский стиль в архитектуре является одним из самых популярных и распространенных направлений современной русской архитектуры. Он сочетает в себе элементы традиционной русской архитектуры с современными технологиями и материалами, создавая неповторимый и уникальный образ здания.
Преимущества неорусского стиля:
Возвращение к русским традициям. Неорусский стиль позволяет соединить современность с историческими корнями, передавая дух русской культуры и истории.
Эксклюзивность и уникальность. Здания, выполненные в неорусском стиле, отличаются неповторимостью и уникальностью дизайна, что делает их заметными и запоминающимися.
Использование современных технологий и материалов. Неорусский стиль позволяет объединить традиционные элементы современного строительства, чтобы создать комфортные и современные условия проживания или работы.
Акцент на красоту и эстетику
Неорусское здание выделяется среди других сооружений, привлекая внимание своей элегантностью и изысканностью.
Интеграция с окружающей средой. Стиль адаптируется к различным ландшафтам и природным условиям, создавая гармонию с окружающей средой.
Недостатки неорусского стиля:
- Высокая стоимость. Создание здания в неорусском стиле требует больших финансовых вложений, так как это требует использования специализированных материалов и специалистов.
- Сложность в консервации и реставрации. Из-за использования нестандартных материалов и декоративных элементов, реставрация и сохранение зданий в неорусском стиле могут представлять трудности.
- Возможность противоречия с окружающей застройкой. Неорусский стиль может не гармонировать с современным городским ландшафтом и застройкой, что может вызывать диссонанс в архитектурном ансамбле.
- Проблемы с аутентичностью. Иногда элементы неорусского стиля могут выглядеть искусственными и неестественными, что может нарушать ощущение аутентичности и подлинности.
Неорусский стиль в архитектуре имеет свои достоинства и недостатки
Важно учитывать окружающую среду, финансовые возможности и архитектурные цели при выборе этого стиля для построек или реставрации
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возвращение к русским традициям | Высокая стоимость |
Эксклюзивность и уникальность | Сложность в консервации и реставрации |
Использование современных технологий и материалов | Возможность противоречия с окружающей застройкой |
Акцент на красоту и эстетику | Проблемы с аутентичностью |
Интеграция с окружающей средой |
Дом в неорусском стиле
Чтобы оформить дом в неорусском стиле, необходимо отказаться от фасада стандартной формы. В те времена применяли массивные увесистые конструкции преимущественно из дерева. Можно оформить стены и потолок византийским орнаментом, придав дому особую неповторимую атмосферу.
Резьба по дереву — один из основных атрибутов стиля
Для отделки дома нередко применяли узорчатую фурнитуру, схожую с резьбой по дереву. Для создания накладок применялись бронзовые сплавы, железо. Украсить интерьер можно при помощи арок или скульптур. Для неорусского стиля подходят скульптуры греческих богов или простых жителей прошлых веков.
В то время особенно была в ходу древесина, поэтому дома строились из дерева, украшались резьбой. Мебель также была деревянной, она обладала простыми формами и массивностью. Стулья, шкафы и стол были большими, устойчивыми и крепко сбитыми.
Украшенный росписью сундук в доме также занимал особое место — выполнял роль хранителя культуры и древних традиций. Он укреплялся железными полосами и олицетворял собой надежное, самобытное хранилище.
Камин с мозаичной отделкой — классический русский аксессуар
Русский колорит в интерьере
Французский Провинциальный
Французская провинциальная мебель часто совмещает деревенскую древесину с богато украшенными мотивами.
Очень популярный среди мебельных стилей, французский провинциальный вдохновлен французскими провинциями 17 и 18 веков, особенно Бордо, Бретань, Нормандия и Прованс.
Этот тип мебели обычно выполнен в палитре цветов которая включает белые и приглушенные тени глубокого красного, серого и голубого.
На деревянной мебели часто можно увидеть богато украшенную резьбу и изогнутые ножки.
Другие используемые материалы включают ковку чугуна, мрамор и естественный камень.
Текстиль дамасский или льняной, украшен цветочными мотивами или замысловатыми узорами. Французские провинциальные стили мебели делают для очень удобного интерьера.
Промышленный
Вдохновленные лофтами, которые горожане начали называть домом десятилетия назад, мебель промышленного стиля имеет ряд определяющих характеристик. Каждая часть производит чувство немножко незаконченной.
Многие предметы мебели в промышленном стиле изготовлены из перепрофилированных промышленных элементов и совмещены с исправленными деревянными частями. У промышленной мебели есть Фабричная атмосфера, мужественная и грубая, но шикарная.
Силуэты чистые и функциональные. Орнаментация приходит от промышленных элементов: старые винтики, основания стола от частей фабрики или табуретки сделанные из частей машинного оборудования. Новые промышленные предметы интерьера могут выглядеть старыми. Сверх того, промышленные части можно смешать с самомоднейшими минималистичными элементами для уникального интерьера.
Крафтсман в архитектуре: особенности стиля
Среди особенностей архитектурного стиля крафтсман наибольшее внимание привлекают следующие моменты:
- невысокая, нависающая многоскатная крыша;
- наличие мансарды с окнами, выходящими как на фронтальную, так и на боковые стороны дома;
- обшивка всего дома натуральными материалами (дерево, камень, черепица);
- опорные колонны для выступающих частей крыши;
- использование на окнах деревянных рам со шпросами;
- цокольный этаж, отделанный камнем;
- каменные дымоходы;
- открытая терраса.
Окружённые дикой природой, такие строения смотрятся особенно уютно и романтично, часто украшая собой страницы модных журналов.
Строительные материалы
Основным строительным материалом для возведения дома в стиле крафтсман является древесина. Без неё «жилище мастера» попросту потеряет свой колорит. Она присутствует в большинстве архитектурных элементов: крыльцо и терраса, окна и двери, балки и опоры, карнизы и наличники.
Изначально большая часть фасада отделывалась древесиной. Но в современном строительстве всё уже не так строго, поэтому допускается её замена на более доступные синтетические аналоги, например, сайдинг натуральных расцветок. На втором месте по значимости для стиля крафтсман располагается камень. Как натуральный, так и его качественная имитация. Эти материалы часто используются для выделения дымоходов, отделки цокольного этажа, основания колонн.
Крыша
Одной из выдающихся особенностей построек в стиле крафтсман является сложная, многоскатная крыша. Она, как правило, не отличается значительной высотой, зато всегда существенно выступает за пределы здания. Её фрагменты с запасом покрывают множество выступающих мансардных и чердачных окон, а также – крыльцо и террасу. Обязательное функциональное дополнение – широкие, иногда контрастно выделенные карнизы.
В последнее время, благодаря множеству положительных характеристик, в качестве кровельного материала предпочтение отдаётся битумной черепице. Из цветового спектра стилевые пристрастия сводятся к коричневым или зеленовато-серым оттенкам.
Крыльцо / терраса
Визитной карточкой стиля можно также считать большое квадратное, реже – прямоугольное крыльцо, оформленное по бокам колоннами или массивными деревянными столбами. Оно всегда спрятано под крышей и часто соседствует с открытой террасой, манящей отдохнуть, любуясь окружающими пейзажами.
Окна и двери
Для соответствия американскому характеру крафтсман, окна и двери должны быть большими, а точнее – широкими. Форма проёмов – прямоугольная.
Обязательным атрибутом оконной рамы, подходящей для «дома мастера», являются шпросы, разделяющие стекло на небольшие прямоугольные сегменты. Не менее важная деталь – широкие деревянные наличники правильной формы, без признаков декоративной резьбы.
Входные двери выполняются как из натурального дерева, так и из стали. Главное – простота и лаконичность. Верхняя и боковые части дверей зачастую дополняются небольшими оконными фрагментами. Стёкла в таком случае могут быть матовыми или зеркальными. Их основная задача – обеспечить дополнительное освещение коридора, позволяя экономить на электричестве.
Дымоход
Одним из узнаваемых признаков стиля служит и дымоход. Основательный, выполненный из натурального камня, он, как правило, выносится на всеобщее обозрение. Даже беглого взгляда на него достаточно, чтобы понять, насколько тепло и уютно будет в таком доме холодными вечерами…
Цветовые решения
Став образцом гармоничного единения с природой, стиль крафтсман не терпит ярких красок и вычурных деталей. В нём всё должно быть выполнено просто, но со вкусом. В качестве основного цвета для фасада, как правило, используются натуральные древесные оттенки или приглушённые светло-серо-зелёные. Крыша обычно бывает несколько темнее фасада и оформляется преимущественно в тёмно-коричневых и каменно-серых тонах, выгодно подчёркивая цветовое исполнение всего строения.
Музей русских древностей (Биологический музей имени Тимирязева) в Москве
Музей русских древностей (Биологический музей имени Тимирязева) в Москве. Фотография: Евгений Чесноков / yamoskva.com
Современный Биологический музей имени Тимирязева находится в здании бывшего Музея российских древностей. Псевдорусский терем для собрания предметов старины построили на средства известного купца и мецената Петра Щукина. Первое здание в духе краснокирпичного ярославского зодчества возвел в 1892–1893 годах архитектор Борис Фрейденберг. Нарядное строение украшали декоративные флюгеры в виде флажков и двуглавых орлов, разноцветные изразцы и скульптурное панно с изображением крылатого единорога. Когда коллекция музея увеличилась, архитектор Адольф Эрихсон возвел рядом еще одно здание – и строения соединили подземным тоннелем. Завершил архитектурный ансамбль музея одноэтажный корпус для музейного архива, построенный Федором Кольбе в 1905-м.
Карта
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Для получения первых обновлений всегда следите за нами на Instagram.
Архитектурные стили Санкт-Петербурга Обзор развития архитектурных направлений и основных особенностей…
Архитектура модерна Истоки, типы и характеристики стиля в Европе и России….
Неоготика Санкт-Петербурга Лучшие примеры псевдоготики из разных исторических периодов…
- Путеводители:
- По Петербургу
- Карелии
- Мурманску
- Петрозаводску
- Волгограду
- Архангельску
- Сочи
- . и многим другим
- Маршруты:
- Как лучше поехать в Териберку
- По Золотому кольцу
- Полезные ссылки:
- Необычные экскурсии
- Поиск жилья
- Поиск дешёвых билетов
Пожалуйста, не используйте фотографии или другую информацию без ссылки на сайт.
Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, напишите нам.
Не используйте фотографии или другой контент без ссылки на сайт.
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете написать мне.
Зарождение неорусского стиля
Неорусский является предшественником модерна, утверждают многие. Он появился в начале 20 века, придя на замену (или как продолжение) псевдорусскому стилю. В то время в архитектуре продолжались поиски русского национального стиля. И, казалось бы, псевдорусский стиль помог в формировании собственной уникальности, но развитие продолжалось.
Еще в середине 19 века, когда только начинал развиваться псевдорусский стиль, официальные лица измеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из стекла, глины, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Такие действия давали уникальный материал для близкого и тщательного изучения русского стиля.
Русский стиль, идя по пути эклектизма, начал выделяться некоторыми особенностями, которые были свойственны всему направлению. К их числу можно отнести пристрастие к богатой и дробной декорации, которая воспроизводила мотивы русского зодчества 16 и 17 веков. Кроме того, велись разработки приемов формированию пространства, основанные на использовании принципа свободной планировки. Подобный принцип был найден в “палатных” и “хоромных“ сооружениях древнерусских мастеров.
Уже на рубеже 19 и 20 веков в развитии национально-романтического направления были замечены довольно большие изменения, которые в некоторой степениотвечали за переход от эклектики к модерну в архитектуре. Суть этих изменений заключается в отмене культа детали и принятие обобщенной трактовки форм в архитектуре, а это должно было превратиться в основной источник их художественной выразительности. Таким образом, сменился круг исторических прототипов, приемлемых в архитектуре. Так, вместо увлечения декоративными приемами школы древнерусского зодчества пришел более глубокий интерес к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Пскова и Новгорода, Севера России.
Сторонники национального романтизма создали себе новые критерии в эстетике
Поэтому их внимание было обращено в былинную широту, сказочную одухотворенность. Для архитекторов это было, словно, преломление через своеобразное построение формы в целом, а этоприводило к созданию зрительных образов, схожих с зодчеством прошлых эпох, порой весьма отдаленных
Разработка приемов в архитектуре, отвечавших вышеперечисленным изменениям, была неразрывно связана с творчеством Васнецова, Поленова, Билибина и других.
Именно под влиянием творчества живописцев появилось стремление к усилению чувственного начала в архитектуре.
Новый вид национального стиля назвали неорусским.
Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, куда входили знаменитыехудожники того времени. Его деятельность была тесно связана с театром, так что неудивительно, что большая часть его членов трудились над декорациями. К примеру, Васнецов сотворил для постановки «Снегурочки», по Островскому, зарисовки палат, которые в последствие отражали неорусский интерьер. Отправной точкойстал макет дворца Алексея Романовав Подмосковье, который сохранился еще со времен Екатерины.
Опорой для палат служилибольшие колонны, которые напоминали колонны, использованные в древнихсеверных храмах. Синие полотки ярко украшалиобразамиживотных, неба, растений. Перила из дерева, рамки, обрамляющие окна и зеркала, украшали резьбой.
Неорусский стиль в архитектуре Петербурга
Архитектура Санкт-Петербурга всегда вдохновлялась европейскими и античными традициями. Именно поэтому неорусский стиль был таким необычным — он был вдохновлен образцами древнерусской архитектуры, которая в целом отражала тенденцию к возрождению национальных идей и обращению к собственной культуре. Некоторые из самых впечатляющих церквей и жилых зданий города были построены в этом стиле.
Спас-на-Крови
Прекрасным примером псевдорусского стиля в Санкт-Петербурге является собор Воскресения Христова или Спас-на-Крови. Одним из требований к проекту собора было соблюдение традиций русского зодчества. На отмеченный наградами дизайн Парланда особое влияние оказала архитектура Ярославля XVI века и, конечно же, московский собор Василия Блаженного на Красной площади. Известно, что перед началом работы над проектом архитектор изучил методы, использованные в архитектуре храмов Золотого кольца.
И хотя храм был построен с использованием самых современных для того времени технологий, его реализация заняла более двадцати лет. Завершение строительства было отложено из-за внутренней отделки, т.е. создания уникального интерьера, полностью покрытого мозаикой. Мозаика включает в себя картины по эскизам лучших российских художников, картины с библейскими и историческими сюжетами, подержанную плитку, полудрагоценные камни и эмаль.
Фасад богато украшен разноцветной эмалью, мозаичными панно, арочными панелями и узорчатыми куполами. Вы можете провести много времени, изучая декоративные детали и находя исторические и культурные ссылки в его внешнем виде — при этом собор остается уникальным и непохожим на все остальные церкви.
Набережная канала Грибоедова, 2Б
Дом Никонова
Основными чертами неорусского стиля являются красочный декор и кирпичная кладка. Красочные изразцы расписаны традиционными русскими мотивами, цветами и сказочными персонажами. Передняя часть фасада богато украшена арочными лестницами, керамическими инкрустациями и замысловатыми колоннами. Стены двора украшены кирпичами и орнаментами. В передней части здания сохранились витражи.
Из-за красочного убранства здание также называют русским сказочным домом, а из-за двускатной крыши оно похоже на терем.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Главную особенность псевдорусского стиля, сочетание кирпича и мозаики, можно увидеть в передней части церкви. Традиционные позолоченные купола, мозаичные панели и впечатляющие инкрустации из плитки украшают собор. Пятиглавая церковь является дворцом Киево-Печерской лавры. В советское время здание использовалось как склад, а позже как каток, где тренировались известные фигуристы. В 1991 году он был возвращен Русской православной церкви.
Лейтенанта Шмидта 27
Доходный дом Басина
Дом Лекани особенно похож на русский терем, и чтобы подчеркнуть это сходство, в его оформлении использовались изображения сказочных существ. Фасад богато украшен основными приемами стиля: колоннами, арками и многочисленными орнаментами с русскими мотивами.
Дом заметно выделяется из общего архитектурного ансамбля площади Островского, где все здания были построены в стиле классицизма, включая Александринский театр.
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Храм Спаса на Крови – мемориальная церковь, построенная в память об императоре Александре II на месте его гибели. Собор проектировали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. Идея построить храм в русском стиле принадлежала Александру III : он хотел, чтобы тот был похож на ярославские церкви XVII века.
Возводить храм начали через два года после трагического события – в 1883-м. Однако его строительство затянулось до 1907 года. Украшенный собор напоминал храм Василия Блаженного в Москве: каждый из девяти куполов был покрыт цветной эмалью и не похож на остальные. В декоре храма использовали мрамор, гранит, позолоту. Стены внутри украсили мозаикой по рисункам Виктора Васнецова , Михаила Нестерова и других известных художников тех лет.
Храм Спаса на Крови получил исключительный статус: он не был приходским, войти туда можно было только по специальному пропуску. После революции государство перестало финансировать церковь, заботу о ней взяли на себя горожане. В 1930 году храм был закрыт, после чего его использовали в самых разных целях: здесь размещался морг, склад театральных декораций. Только в 1997 году Спас на Крови открылся для посетителей в качестве музея. С 2004 года здесь периодически проводятся богослужения.