Плуг: изготовление своими руками для мотоблока и других видов, теория и практика

Плуг на мотоблок: обзор популярных моделей и их характеристики

Промышленные модификации хоть и уступают самодельным аналогам в размере затрат, но отличаются высокой надежностью и долговечностью. На современном рынке присутствует множество разнообразных моделей, которые различаются не только по требованиям к качеству почвы, но и и к техпараметрам самой силовой установки.

Плуги на мотоблок «Салют»

«Салют» — известный бренд культиваторов и мотоблоков. Благодаря плугу производят вспашку почвы на глубину до 25 см. Функционируют с такими разновидностями плугов:

  • оборотным, пригодным для плотной почвы – самый тяжеловесный из рассматриваемых;
  • однокорпусным без сцепки, вес которого составляет 9,55 кг при глубине вспашки до 200 мм;
  • поворотным плугом Зыкова массой 9 кг, который рыхлит 20-25 см верхнего слоя земли.

Плуги на мотоблок «Крот»

Мотокультиватор «Крот» известен в нескольких модификациях – МК-1 и Мк-2, Обе отлично совместимы с универсальными плугами оборотного действия. Для лучшей сцепки с поверхностью необходимо докупить грунтозацепы.

Технические характеристики плуга «Крот»:

  • Ширина обработки – 20 см;
  • Глубина вспашки – 20 см;
  • Масса – 8 кг.

Плуги к мотоблоку «Нева»

Мотоблок «Нева» имеет несколько базовых модификаций, среди которых МБ-1 и МБ-2. Между собой отличаются мощностью и трансмиссией. Поэтому комплектуются разными адаптерами.

МБ-1 совместим с универсальным однокорпусным плугом без сцепки, а так же моделью П1 20/3. Последняя захватывает ряд шириной в 22 см и адаптирована к переуплотненным грунтам.

МБ-2 работает с:

  • плугом «Крот» (1-корпусный), весом 8,5 кг;
  • 2-оборотным с 15 кг весом и обработкой на 20 см;
  • однокорпусным плугом П1-20/2 (8,5 кг).

Плуг для мотоблоков «МТЗ»

С мотокультиватором МТЗ-09Н и другими модификациями производителя могут работать плуги:

  • универсальный оборотный ПУ-00.000-01, изготовленный из стали и имеющий специфическую форму гребня;
  • П1-20/3, меньше размерами предыдущего;
  • оборотный двухсторонний с перовидным лемехом. Вместе с таким плугом мотоблок может эксплуатироваться со скоростью 2-5 км/ч.

Большую известность получил универсальный плуг серии ПУ. Его особенностями является:

  • маловесность;
  • простота транспортировки;
  • крепление обычной сцепкой;
  • ширина колеи 30 см;
  • регулируемость глубины вспашки, которая макс. может составлять 25 см.

Кроме обозначенных выше, огромную популярность у потребителей получили плуги для мотоблока с опорным колесом, регулировка которых производится винтовым механизмом.

Изготовление своими руками

Самодельный плуг — это конструкция, созданная специально под имеющийся мотоблок. Она оптимальным образом подходит для имеющихся условий работы:

  • тип почвы;
  • особенности сельскохозяйственных культур;
  • ширина борозды;
  • глубина вспашки;
  • мощность мотоблока.

С учетом этих факторов можно получить максимально производительный и функциональный плуг.


Самодельный плуг для мотоблока

Однако для этого необходимо обладать определенным опытом работы с данным мотоблоком, знать его особенности и эксплуатационные параметры. Кроме этого, необходимо знание конфигурации рабочего органа, а также — наличие подходящих материалов. Наконец, потребуются сборочные чертежи, которые не каждый пользователь может создать самостоятельно.


Размеры разных видов плуга могут различаться

Выбор конструкции

Выбор наиболее подходящей конструкции — это первый и самый важный этап. Его целью является создание сборочного чертежа со спецификацией — полным списком необходимых деталей с указанием количества материалов для них. Это поможет ускорить работу и избежать ошибок. Если приближается пахотный сезон, исправлять недочеты некогда, поэтому, надо сделать все за один раз.

Если собственных вариантов нет, можно выбрать готовый чертеж из сети. Их немало, что дает возможность подобрать наиболее подходящий вариант и модифицировать его под имеющиеся условия. Необходимо учесть тип сцепного устройства, предусмотреть возможность изменения глубины вспашки.

Кроме этого, надо разработать форму и размеры лемеха. Это самая ответственная деталь плуга, выполняющая всю основную работу. Необходимо подобрать параметры, соответствующие особенностям почвы, размеру пахотного участка и прочим эксплуатационным требованиям.

Инструменты и материалы

Для изготовления плуга потребуются:

  • листовой металл для изготовления отвала;
  • полоса твердосплавного металла для лемеха;
  • полоса стали для сборки стойки (толщиной 10 мм);
  • отрезок профильной трубы для сборки сцепного узла;
  • регулировочные винты, резьбовые соединения, шкворни для соединения плуга с мотоблоком;
  • болгарка с отрезным и шлифовальным кругами;
  • электродрель (лучше сверлильный станок) с набором сверл;
  • сварочный инвертер с электродами;
  • средства индивидуальной защиты, используемые при проведении сварочных работ;
  • инструменты для измерения и разметки.

Перечислены только самые необходимые принадлежности. В процессе работ могут потребоваться дополнительные инструменты или материалы (в зависимости от особенностей конструкции).

Порядок изготовления

Порядок изготовления плуга во многом определяется в процессе выбора конструкции и составления сборочного чертежа.


Есть возможность собрать собственноручно и дисковый плуг для техники

Необходимо выполнить следующие действия:

  • отрезать отвал и согнуть его нужным образом;
  • отрезать полосу твердосплавного металла и соединить его с отвалом, образуя лемех с заданным углом атаки. Чем он больше, тем легче плуг входит в грунт;
  • рабочий орган прикрепляют к стойке с помощью сварочного инвертера. На стойке делаются отверстия для настройки глубины вспашки. Кроме этого, изготавливают опорный элемент с упором для отвала;
  • изготавливается горизонтальный узел соединения с мотоблоком. Отрезается кусок профильной трубы, с одной стороны приваривают соединительные площадки с отверстиями для крепления к стойке, с другой — соединительный элемент с мотоблоком;
  • производится пробная установка плуга на мотоблок. Если никаких замечаний нет, окончательно обваривают и шлифуют все соединения.

Приведенная схема сборки используется при изготовлении простого однокорпусного плуга без опорных колес. Если выбрана другая конструкция, вносятся соответствующие изменения.

Установка и настройка плуга

После завершения сборки плуга его необходимо установить и настроить глубину вспашки. Для этого существует один простой и действенный метод:

  • изготавливается площадка, высота которой соответствует требуемой глубине вспашки;
  • мотоблок ставится на площадку, а плуг ставится на землю так, чтобы его нижняя часть плотно опиралась на грунт. Пятка плуга обязательно должна соприкасаться с почвой, никаких наклонов быть не должно;
  • в этом положении производится соединение стойки со сцепным узлом.


Установка и регулировка

Мнение эксперта
Кузнецов Василий Степанович

В результате возникает положение плуга, при котором он не может войти в почву слишком глубоко, но и не будет выскакивать на поверхность. Останется только опробовать его на практике и выполнить дополнительные настройки, если в них возникнет необходимость.

Глубина вспашки и как ее настроить

Глубина вспашки – это расстояние, на которое плуг углубляется в землю во время работы. Устанавливать глубину нужно на то расстояние, которое берет штык лопаты. В противном случае могут получиться следующие эффекты:

  • При недостаточной глубине большая часть корней сорняков останутся под землей, что потребует дополнительных усилий для их удаления.
  • Если глубина будет большей, чем нужно, плодородный слой почвы перемешается с тем, что находится под ним, и растения не будут получать должного питания.

Поэтому необходимо придерживаться золотой середины.

Глубина настраивается при помощи болтов, которые скрепляют между собой стойку плуга и замок. Соответственно, передвигая плуг вверх-вниз, осуществляется данная настройка.

Разновидности орудий для вспашки

Для увеличения эффективности производимой работы крайне важно обстоятельно подойти к вопросу: какое сельхозорудие лучше для мототехники подобрать. Существуют следующие типы орудий для вспашки почвы:. Существуют следующие типы орудий для вспашки почвы:

Существуют следующие типы орудий для вспашки почвы:

  • двухкорпусной (2-сторонний);
  • оборотный;
  • дисковый;
  • роторный (активный);
  • поворотный.

А также имеется и несколько вариантов их фиксации:

Рассмотрим некоторые приспособления для обработки почвы более подробно.

Роторный (активный)

Роторное орудие для вспашки почвы для мототехники сравнивают с железной расческой, что позволяет выполнить вспашку почвы. Такие типы сельхозорудий различных модификаций могут иметь разнообразную конфигурацию. Но данные модификации связывает то, что их конструкция становится шире кверху, что дает возможность этим приспособлениям высыпать почву в сторонку от борозды.

Активный плуг фактически имеет ту же область применения, что и обыкновенное орудие для вспашки почвы, с единственной разницей что он функционирует быстрее, более плодотворен. Однако существуют и определенные особенности его использования. Так, роторным приспособлением значительно проще подвергать обработке невозделанные земли, обильно заросшие дикими растениями. Почва, отбрасываемая лемехами данного сельхозорудия, качественнее размельчена и смешана, что становится плюсом при возделывании определенных типов грунтов.

При подборе орудия для вспашки почвы надо брать в расчет наличие опции регулирования глубины резки и градуса наклона для большей результативности работы.

Оборотный (поворотный)

Орудие для распахивания почвы оборотного типа является разборным, наверное, это оптимальный вариант, поскольку возможна заточка либо ротация ножа.

Вам стоит принять решение, какие размеры будут у плуга – что напрямую зависит, какую модификацию мототехники вы применяете.

Для более результативного применения орудия для вспашки почвы надо сделать настройку инструмента, для этого желательно использовать сцепное устройство (можно и без него).

Чтобы более точно выполнить регулировку, стоит брать в расчет ряд основных положений:

  • надо, чтобы продольные оси агрегата и регулятора совмещались;
  • вертикальное положение грядиля.

Подобная установка даст возможность осуществлять сельхозработы более продуктивно. Но также требуется применять удлинители на полуоси и железные колеса с грузами для всевозможных задач.

Поворотный плуг можно, имея чертеж и определенные навыки, своими силами создать из стали с высокой конструктивной прочностью. Следовательно, для такого самодельного приспособления ничего не стоит выдерживать большие нагрузки в ходе работы на земельном участке.

При использовании данного оснащения для мототехники надо придерживаться нескольких рекомендаций:

  • приспособление не должно иметь тонкую стойку, укороченный отвал, маленькую толщину листа корпуса;
  • непременно должно присутствовать руководство по эксплуатации.

Двухкорпусный (2-сторонний)

Двухстороннее сельхозорудие (окучник, он же распашник, двукрылый плужок, пропашник) практикуют, чтобы взрыхлять грунт вокруг растений, приваливая ее к основанию стеблей разнообразных сельхозкультур. Дополнительно при этом между рядами ликвидируются сорные растения. Подобными орудиями можно подвергать обработке землю, производить нарезку бороздок под высадку растений, а затем их засыпать, включив заднюю передачу агрегата. Такие конструкции выделяются только шириной рабочего захвата – переменной и постоянной. Между ними различие исключительно в двигающихся крыльях, которые корректируют ширину рабочего захвата.

Приспособление, которое с постоянной шириной захвата функционирует с легкой мототехникой (до 30 килограммов), с мощностью мотора до 3,5 лошадиных сил. Их отличительная черта – 12-миллиметровые стойки (защищают от перегрузок агрегат).

Самыми распространенными типами окучников являются приспособления с изменяемой шириной захвата. Их единственный изъян – осыпание грунта в борозду после прохода. Подобная оснастка идет с агрегатами больше 30 килограммов, с моторами ресурсом 4 л. с. и более.

Оригинальная оснастка

Производитель представляет многофункциональную модификацию оборотного орудия для вспашки земли ПУ-00.000-01, которая приспособлена под тяжелый мотоблок «Беларус МТЗ 09 Н», однако подойдет не ко всякому МТЗ. Он управляется со вспашкой грунта любой плотности, в том числе и целиной. В качестве отличительных черт можно сделать акцент на небольшой массе приспособления, которая равняется всего 16 килограммам.

Наиболее востребованные типы конструкции

Если говорить о существующих типах конструкций, то самым большим спросом пользуются цилиндрические варианты. Они способны обрабатывать большинство почвенных составов, обеспечивая одинаковое качество. Такое изобретение отлично размельчает куски грунта, но глубина погружения остаётся небольшой. Чаще всего этот вариант применяется для непаханых земель в качестве первичной обработки. В плане изготовления они очень простые, т. к. обладают простой формой и не нуждаются в соблюдении строгих геометрических форм. Для сравнения, изделия лемешного типа гораздо «капризнее».

Полувинтовая версия отлично проявляет себя при переворачивании почвы без тщательного разрыхления. С её помощью можно глубоко проникать в грунт самых тяжелых составов. Если вы собираетесь эксплуатировать плуг на протяжении большого времени, то данный вариант неэффективен, что объясняется высокой затратностью из-за необходимости обслуживания.

Вместо этого опытные дачники отдают предпочтение лемешным плугам. Для них характерна повышенная прочность и надёжность. С их помощью можно проводить обработку земли режущей частью, откидывая её в две стороны с помощью лопастей. Таким образом показатели разрыхления и глубины обработки становятся максимальными. Самостоятельное изготовление подобного решения требует определенных усилий и соблюдения сложной геометрии.

Регулировка

Чтобы правильно пахать плугом на мотоблоке, нужна точная настройка. Ниже, полная инструкция, которая поможет отрегулировать для легкой вспашки земельного участка.

Оборотный плуг для вспашки делает отвал на одну сторону с переворотом пласта. Прежде чем пахать, требуется настройка положения в трех позициях:

  1. Глубина пахоты (лемех опускают или поднимают).
  2. Угол наклона лемеха (поперек оси борозды, влияет на градус оборота пласта).
  3. Угол атаки (вдоль оси борозды, положение лемеха относительно грунта).

Для такой регулировки на большинстве навесных кронштейнов и мотоблоков предусмотрены отверстия в разном положении и регулировочные винты.

Сначала регулируют положение самого лемеха в кронштейне (глубина вспашки). Лемех передвигают вверх или вниз, чтобы добиться нужной глубины вспашки. (15-20 см).

Затем устанавливают положение кронштейна с плугом относительно мотоблока (угол наклона лемеха). Для этого на большинстве моделей в месте крепления навесного кронштейна к корпусу мотоблока есть возможность дополнительной регулировки по глубине, а также установка угла наклона. Сделать это можно так:

  1. Левое колесо поднимают на прокладках на высоту, равную глубине предполагаемой вспашки. Например, 17 см. При этом закреплённый плуг тоже наклоняется.
  2. Отпускают болты крепления кронштейна плуга и поворачивают его так, чтобы лемех снова стал перпендикулярно земле, под 90 градусов.

В результате получается примерно такой наклон:

Кроме регулировки по глубине и углу наклона, требуется регулировка угла атаки плуга. Это угол, под которым режущая часть лемеха входит в землю. Регулировку проводят предусмотренным для этого винтом на кронштейне. Среднее значение этого угла выставляют так:

  1. Мотоблок с плугом ставят на ровную площадку так, чтобы лемех полностью лежал на земле, параллельно ей.
  2. Регулировочным винтом поднимают заднюю часть плуга так, чтобы она поднялась над землей на 2.5 см, а передняя режущая кромка оставалась лежать на земле.

Это самый оптимальный угол атаки для большинства плугов. Если возникают проблемы (нетипичный грунт, нестандартная форма плуга), угол меняют путем проб.

Проблемы с неправильным углом атаки – плуг зарывается в землю, мотоблок не тянет. Надо поднять нос лемеха.

Или наоборот, лемех при пахоте выскакивает из земли вверх, требуются большие усилия, чтобы давить на мотоблок вниз. Тогда нос лемеха опускают.

На фото – плуг с винтовой регулировкой положений:

При этом на вертикальной планке крепления лемеха к кронштейну отсутствуют отверстия для регулировки глубины вспашки.

Такие отверстия есть на следующей модели:

В продаже есть десятки разновидностей навесных плугов для мотоблоков с разными механизмами и узлами регулировки. Но все они должны регулироваться по трем вышеперечисленным позициям – глубина вспашки, угол наклона относительно мотоблока, угол атаки. При выборе следует учитывать возможности и удобство таких регулировок, а также соответствие размеров лемеха мощности мотоблока.

Настроить плуг можно до такой степени точно, что мотоблок может пахать огород сам, без участия человека. Пахарю остается только развернуть его и направить в борозду. Пример такой работы можно увидеть на следующем видео:

Процесс идеальной настройки может только казаться сложным. На самом деле это просто правильное выполнение вышеописанных настроек по глубине, наклону и углу атаки. Плюс к этому хозяин мотоблока на этом видео выполнил еще два технических приема: утяжелил колеса по 20 кг в каждое и доработал плуг, сделав острой верхнюю часть плуга.

На практике, можно обойтись без этого, навесив груз на переднюю часть мотоблока и используя стандартные металлические колеса с грунтозацепами. Смысл показанной на видео заточки верхней части плуга, которая не входит в землю и не режет её, понять вообще трудно.

Вспашка мотоблоком с металлическими колесами-грунтозацепами:

При вспашке одно колесо мотоблока, как правило, идет по готовой пропаханной борозде. Таким образом, ширина между бороздами определяется сама собой. Она равна расстоянию от колеса до центра режущего лемеха и регулировке не подлежит. В теории, это расстояние можно изменить, если передвинуть колесо по оси или изменить положение крепления кронштейна плуга к мотоблоку. На практике это может потребоваться только если используется маленький плуг с не широким захватом.

Описание работ по сборке

Чертеж простого плуга для минитрактора и мотоблока.

Основным несущим элементом рассматриваемого оборудования является рама, на которую крепятся остальные составляющие. Она изготавливается из металлического профиля круглого или прямоугольного сечения толщиной 2-3 мм. На рамную часть крепятся рабочие корпуса и вспомогательные элементы плуга. Форма рамы соответствует количеству рабочих инструментов плуга и выбранным управляющим элементам.

Геометрические особенности плуга

Схема лемеха плуга.

На представленном чертеже показано устройство лемешно-отвального корпуса плуга. Лемех (I) является самой нижней частью, производящей врезание в почву. Пласт земли двигается к отвалу (IV), который переворачивает, крошит и сдвигает грунт в борозду. Полевая доска (II) служит направляющей для движения плуга и не позволяет смещаться в сторону необработанной пашни. Стойка (III) крепит рабочий инструмент на несущей раме и жестко удерживает нож в рабочем состоянии. Лемех состоит из носка, лезвия и пятки (1, 2, 3), которые обеспечивают успешное проникновение в грунт. Верхний, бороздной и полевой обрезы (6, 4, совместно с крылом (5) и грудью отвала (7) благодаря своим геометрическим параметрам обеспечивают правильное перемещение и рыхление пласта. Конструкция плуга с двумя корпусами выполняют оптимальную вспашку небольших земельных участков на минитракторах. В интернете можно найти множество видео, описывающих работу таких устройств.

Крепление стойки плуга

Стойка исполняется с регулировочными отверстиями для настройки необходимой глубины вспашки. Она выполняется из металлической пластины толщиной 8-12 мм для придания достаточной жесткости при сопротивлении высоким нагрузкам при работе. Стойка крепится на раме болтами, угол наклона корпуса должен обеспечивать нормальное вхождение режущей кромки лемеха в почву.

Изготовление дышла и крепление колеса

Соединение основных узлов плуга.

Рама крепится к минитрактору с помощью стандартного сцепного пальцевого устройства или самодельного дышла. Первые можно взять со старого изношенного оборудования и приварить к передней части несущей конструкции, вторые изготавливаются своими руками в виде дышла с ручкой (примеры можно посмотреть на разнообразных видео в интернете). Различают прямое и V-образное дышло, причем второе более предпочтительное. Оно гасит боковые колебания плуга и обеспечивает прямолинейное движение.

Одной их дополнительных и управляющих деталей самодельного земельного орудия является полевое колесо. Оно служит для обеспечения легкости хода и предотвращения погружения рабочего инструмента в почву. Данные задачи может выполнять одно колесо, но на продвинутых конструкциях разделяют эти функции на два элемента. Полевое колесо крепится к раме на регулируемый кронштейн для обеспечения требуемых настроек плуга.

Крепление и изготовление рабочего органа плуга

Для изготовления основного рабочего инструмента плуга своими руками нужно сделать лемех и отвал. Корпус плуга необходимо производить из легированной стали с улучшенными прочностными характеристиками. В советские времена методические центры сельскохозяйственного машиностроения советовали усиливать корпуса плугов накладками из рессорной стали при обработке иссушенных и целинных земель. Хорошей заготовкой для производства режущей части является использованный диск для циркулярной пилы, материал которого обладает повышенными показателями прочности и жесткости. Лемех имеет форму клина с рабочим углом 40-42º. Лемех рекомендуется крепить к отвалу на болтах или заклепках для возможности снятия и регулярной заточки.

Монтаж отвала

Отвал изготавливается из металлического листа толщиной 3-4 мм с последующим изгибанием газовой сваркой или на вальцевом станке. Более просто сделать самодельный отвал из трубы диаметром 500-600 мм. Сначала делается чертеж-шаблон, затем он накладывается на заготовку, отрезается газовым резаком и обрабатывается на наждаке. Отвал жестко монтируется к стойке плуга при помощи сварки.

Регулировка оборудования для минитрактора производится на ровной площадке с твердым покрытием. Полевое колесо устанавливается на подставку, выверенную под глубину вспахивания. Лемех опускается до упора с опорной плоскостью, причем пятка должна быть параллельна поверхности земли. Стойка закрепляется в выбранном положении и оснастка готова к использованию. Чтобы проверить правильность настройки плуга, нужно сделать контрольную вспашку.

Подробнее сборка плуга показана на видео:

Виды и классификация плугов

Есть несколько конструкций плугов:

  • лемешные;
  • дисковые;
  • ротационные;
  • комбинированные;
  • чизельные.

Наиболее распространенные — лемешные плуги. Они использовались еще нашими предками и по сей день на большинстве полей работают они. Для вспашки тяжелых земель, участков с повышенной или недостаточной влажностью, используют дисковые плуги. Комбинированные и ротационные — более сложные в устройстве, подходят для возделывания целины. Чизельные — это особые устройства, которые не предусматривают оборот пласта. Их относят к плугам условно и применяют редко, особенно в частном хозяйстве.

По типу тяги плуги делят на несколько категорий:

  • Тракторные. На данное время это наиболее распространенный вид плугов. Они выпускаются под разные виды техники, в том числе и под малогабаритные минитрактора и даже мотоблоки.

    Небольшой тракторный плуг

  • На конной тяге. Эта группа сегодня встречается редко. Обрабатывают такими плугами те участки, куда загнать трактор сложно или невозможно.
  • На канатной тяге. Используются в тех местах, куда даже конь не зайдет — на заболоченных участках, с большим уклоном и т.д.

И это еще не все. Есть еще классификация по назначению: общего и специального. Плуги общего назначения работают на большинстве освоенных земель. Среди плугов специального назначения есть:

  • Для каменистых почв. Они имеют встроенные защитные механизмы (подъемные), которые не позволяют крупным камням повредить плуг.
  • Оборотные. Имеют два одинаковых плуга в зеркальном отображении. Позволяют получить ровную поверхность без ярко выраженных горбов и борозд (гладкая вспашка).

    Оборотные плуги — одно- и много- корпусные

  • Ярусные. Применяются для увеличения плодородности почв.

Это еще не все разновидности, но наиболее популярные и используемые. Отличаются они конструктивно, причем порой серьезно.

Как сделать плуг для минитрактора своими руками?

Самым большим преимуществом самодельного плуга для минитрактора своими руками является дешевизна. Тем не менее, стоимость навесного оборудования может быть довольно высокой и не каждый может себе это позволить. Но в мастерской каждого мужчины есть набор инструментов и необходимых материалов для изготовления какого-либо плуга.

Самым простым и лучшим решением было бы изготовление 2-корпусного плуга для мототрактора с сошниками и литыми пластинами. Этот вид был опробован очень многими фермерами, он выдержал испытание временем и различными типами почвы. На чертеже вы найдете все необходимые размеры деталей, их форму.

Этапы работы:

  1. Для начала нужно создать каркас, на который будут крепиться все остальные элементы. Вам понадобится профиль любого сечения, толщиной около 3 миллиметров. Форма рамы будет зависеть от количества рабочих инструментов и типа элемента управления;
  2. После этого можно сделать лемех. За основу берется диск от циркулярной пилы. Режущая часть будущих инструментов должна быть очень хорошо обработана, а также заточена под углом 45 градусов;
  3. Отвал изготовлен из трубы диаметром 50 сантиметров и толщиной стенки 0,5 сантиметра. Заготовка вырезается фрезой и шлифуется болгаркой;
  4. После того, как все детали изготовлены, можно переходить непосредственно к изготовлению полноценного устройства. Вам понадобится стальной лист толщиной ок. 3 миллиметра, на котором крепится лапа плуга. Боковая панель стенда вертикально приварена к стальному листу и деталям. Эта панель должна заходить на лемех на 4-7 миллиметров и возвышаться над отвалом на 6-8 миллиметров. Затем к лемеху прикрепляют лезвие таким образом, чтобы вся конструкция была прочной.

Как видите, сделать плуг для минитрактора достаточно просто

Просто важно внимательно изучить схему и иметь все необходимое для работы

Навесной механизм трактора Т-150К

Механизм навески трактор выполнен по единой рычажно-шарнирной схеме. С помощью стойки и оси подвеса машину присоединяют к задним концам трех продольных тяг навески, а тяги, в свою очередь, передними шарнирами — к трактору в трех или двух точках.

Схема навески Т-150

Для того чтобы понять принцип работы навески трактора Т-150, необходимо изучить её схему, мы привели её ниже с подробным описанием.

а-навесной механизм; 6 -фиксация навесного механизма в поднятом положении; /-основной цилиндр; 2 — верхняя ось; 3 — упорный рычаг; 4 — палец блокировки; 5 — левый подъемный рычаг; 6-упорное кольцо; 7 — траверса верхней тяги; 8 — вилка верхней тяги; 9 — подъемный вал рычагов; 10 — правый подъемный рычаг; 11 — регулировочная муфта верхней тяги; 12 — верхний винт раскоса; 13 — фиксатор верхней тяги; 14—регулировочная муфта раскоса; 15 — нижний винт раскоса с левой резьбой; 16 — вилка; 17—стопорный палец; 18 — яблоко сферического шарнира; 19—головка нижней тяги; 20— палец телескопического соединения нижней тяги; 21 — винт растяжки; 22— муфта растяжки; 23 — винт растяжки с левой резьбой; 24 — цепи растяжек; 25 — проушина блокировки нижней тяги; 26 — вилки нижних тяг; 27 — серьга цепи растяжки; 28 — бугель нижней оси с проушиной; 29 — рычаг штока с блокировочным отверстием; 30 — упор головок нижних тяг; 31 — головки нижних тяг; 32- нижняя ось; 33 — кронштейн рамы; 34 — кронштейн нижней оси; 35 — продольная стяжка; 36 — бутель крепления заднего моста; 37 — шток; 38 — палец упорной шайбы; 39 — пружины амортизатора.

Трехточечная схема навески

Создает жесткость присоединения машины к трактору. При этой схеме навески трактор работает с широкозахватными машинами, обеспечивая их устойчивое прямо-линейное движение. Поворачивать агрегат разрешается только с поднятыми машинами, чтобы избежать их поломки. Трехточечную схему навески используют, например, для работы с культиваторами и сеялками.

Двухточечная схема навески

При ней передние концы нижних тяг располагаются под передним концом верхней тяги. За счет этого достигается свободное движение агрегата без выглубления рабочих органов из почвы не только по прямой, но и с небольшими закруглениями (под углом до 20°). Кроме того, двухточечная схема навески позволяет сдвигать шарниры верхней и нижних тяг вправо от оси трактора.

Наладка плуга

Конструктивные элементы плуга

Сделать самостоятельно ручной плуг сегодня не проблема. Тем более, что в Сети есть множество чертежей разнообразнейших конструкций.

Итак, для изготовления орудия для вспашки земли понадобится следующее:

  • ручка из трубы — 2 шт;
  • фиксация стойки винтом М 10 ;
  • рама;
  • крепежная вилка шарнира к раме;
  • плуг;
  • колесо;
  • дышло;
  • капроновая втулка для подшипника;
  • шарнирная ось из болта М 10 ;
  • перемычка между рукоятками;
  • ось;
  • контргайка;
  • дистанционная шайба;
  • тройник;
  • ручка для дышла.

Главное, чем нужно руководствоваться при изготовлении плуга, — точное соблюдение инструкций и выдерживание параметров выбранного чертежа. Даже кажущаяся на первый взгляд несущественной мелочь может сильно сказаться на характеристиках орудия или негативно повлиять впоследствии на его рабочие параметры.

Сборка

Первой делается рама, которая может быть изготовлена из металлической трубы с сечением 40×52 мм и толщиной стенок около 7 мм. Для формирования вилки срезаются широкие стенки рамы, которые расположены друг напротив друга. Затем на раме отмечается середина, куда будет устанавливаться поперечная траверса и привариваться стойки-проушины, к которым крепится дышло. В начале вилки (в передней части рамы) остается отверстие, заваривающееся наглухо во избежание попадания грязи.

Крепление стойки

Для закрепления плужной стойки в широкой части трубы, использовавшейся для создания рамы, с двух сторон высверливаются или вырезаются отверстия 16×31 мм. В узких стенках рамы тоже проделываются сквозные отверстия Ø10,2 мм для крепления рукояти с помощью болтов М 10 . Рукоятки выполняются отдельно из трубы диаметром приблизительно полдюйма. Можно использовать для этой цели старую водопроводную трубу, которую с двух сторон расплющивают кувалдой. В полученных плоскостях высверливаются отверстия Ø10,2 мм и крепятся на раме болтами. Для большей жесткости между рукоятками приваривается поперечина.

Плужная сцепка

Сцепка — важный элемент, который обеспечивает надежное крепление навесного плуга с «Невой». Наиболее популярно П-образное крепление из швеллера, устанавливающееся под рулем мотоблока. При создании сцепки просверливаются отверстия для крепления крепежного штыря и кронштейна. Кронштейн для крепления находится вверху или внизу, чтоб не препятствовал навешиванию.

Изготовление и крепление рабочих элементов

Основные элементы однокорпусной конструкции — это лемех и отвал. Для их изготовления нужна прочная листовая сталь толщиной 3−5 мм. Первым делается лемех, для чего используется старый диск от циркулярной пилы, изготовленный из высокопрочной стали. Для заточки режущей кромки лемеха ее отбивают на наковальне. Далее делается отвал из металлической трубы Ø50−60 см и толщиной стенок около 5 мм. Из картона или плотной бумаги делается шаблон, который прикладывают к металлу и по контуру обводят мелом. По полученным линиям газосваркой вырезается заготовка, которая доводится до нужных размеров «болгаркой» или молотом и наждаком.

Завершающий этап

После создания всех металлических деталей плуга для финальной сборки требуется металлический лист 50×50 см, а также электросварочный аппарат. К листу, со строгим соблюдением углов, слегка прихватывают сваркой элементы будущего плуга: боковой щиток и лемех, к которому примеряется отвал. Если имеются несоответствия, отвал с помощью молотка доводится до требуемого состояния и прихватывается сваркой к задней части лемеха.

Если недостатков при осмотре не замечено, можно приступать к капитальной сварке. Металлический лист, на котором производилась сборка, отсоединяется от конструкции «болгаркой» или молотком и зубилом. Далее тщательно зачищаются сварные швы, наждачной бумагой шлифуются лемех и отвал. Когда конструкция собрана и практически готова к использованию, ее окрашивают, особенно места сварных соединений. Это придаст эстетики и убережет металл от коррозии, а значит, заметно продлит срок службы изделия.

Так как сделать своими руками плуг для мотоблока не очень-то просто, требуется хотя бы минимальный опыт работы со слесарными инструментами. Непременно при изготовлении нужно придерживаться рабочего чертежа и всех положенных инструкций. Добавим, что самостоятельное изготовление плуга позволит сэкономить, потому что большую часть материалов можно найти в хозяйстве.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий