Яйца Фаберже (фото): роскошь вне времени

Пасхальные яйца Фаберже сегодня

Не все работы Фаберже сохранились до наших дней — сейчас можно полюбоваться всего 62 яйцами, из которых императорских — 46. Недостающие экземпляры были утеряны в годы революции. До 1930 года яйца, считавшиеся русским культурным наследием, хранились в Кремле. Затем власти распродали работы, покупателями стали Арманд Хаммер, Берти Форбс, Эммануэль Варцкий.

Фото 16 — Яйцо Фабереже «Яхта Штандарт»

В 2004 году Виктор Вексельберг выкупил у Форбса его 15 ювелирных яиц, вернув их таким образом на родину. В 2011 году русский бизнесмен Вексельберг даже пробовал выкупить бренд Faberge, но безуспешно. Сейчас бренд принадлежит Брайну Гилбертсону — южноафриканскому бизнесмену.

Фото 17 — Яйцо Фаберже «Ренессанс»

Посмотреть на яйца Фаберже можно в Оружейной палате, в музее имени А. Е. Ферсмана, в Русском национальном музее, на выставках фонда под названием «Связь времен». Многие изделия находятся в частных коллекциях — в России, США, Англии, Монако.

Фото 18 — Яйцо Фаберже «Гатчинский дворец»

Независимо от своего местонахождения работы великого ювелира ценятся во много раз выше их настоящей стоимости. Карл Фаберже внес весомый вклад в становление культурного достояния России. Убедиться в фантастическом мастерстве Фаберже вы можете с помощью предложенного видео.

Прочая продукция компании

Не совсем правильно было бы считать, что все яйца были изготовлены лично обрусевшим немцем французского происхождения Карлом Фаберже. На него работала большая интернациональная команда профессиональных ювелиров. Большей частью его работники отчего-то были выходцами из Финляндии, но правой рукой Карла был русский умелец Михаил Перхин, довольно рано, к несчастью, покинувшего наш мир из-за застарелой хронической болезни.

Также не соответствует действительности устоявшееся мнение, согласно которому мастерская Карла Фаберже делала только лишь декоративные пасхальные яйца. Это не так, ассортимент изготавливаемых изделий был весьма разнообразен. Яйца, кстати, даже не были самыми дорогими изделиями фирмы. Известно, например, что колье, которое Николай II вручил своей жене на свадьбу, стоило 250 тысяч рублей, а самое дорогое из всех сделанных яиц лишь 25 тысяч  (что, впрочем, тоже колоссально дорого). Ювелиры Карла Фаберже вообще старались держать руку на пульсе эпохи: в моду вошло курение – получайте серию богато украшенных портсигаров. Стала развиваться фотография – декоративные рамки от компании Фаберже не замедлили занять соответствующую нишу на рынке.

Компания погибла в год крушения царской России. Карл Фаберже, впрочем, ненадолго пережил свое дело: он ушел из жизни в 1920 году на исторической родине своей семьи, во Франции, в возрасте 74 лет.

История создания уникальных яиц:

Описание каждого яйца Фаберже в коллекции представляет собой настоящий шедевр ювелирного искусства. Критические также могут описать каждое яйцо Фаберже с уважением и восхищением. Каждое из них имеет свою уникальную историю и олицетворяет определенное событие, персону или символическое значение, связанное с роскошью и историей Российской империи.

Сейчас в коллекции яиц Фаберже находятся яйца из золота, серебра и других драгоценных металлов, украшенные драгоценными камнями, эмалью и другими декоративными элементами. Вся коллекция представляет собой удивительное сочетание мастерства и красоты.

История возникновения яиц Фаберже начинается с создания первого яйца, которое было подарено императором Александром III его жене в 1885 году. Это яйцо вызвало такой восторг в семье императора, что он приказал Фаберже создать подобные произведения искусства на пасху каждый год для его жены и мученицы Российской Церкви, его мамы.

Через годы истории создания яиц Фаберже были созданы еще 49 яиц, каждое из которых имеет свою уникальную историю и олицетворяет определенное событие, персону или символическое значение, связанное с историей Российской империи. В прочих коллекциях яиц Фаберже также можно найти ряд других уникальных изделий, аксессуаров и украшений, созданных этим ювелирным домом.

Интересные факты о яйцах Фаберже:

  • В истории коллекций яиц Фаберже есть музыкальные яйца, внутри которых были механические музыкальные устройства.
  • Яйца Фаберже имели не только декоративную функцию, но и были функциональными предметами, например, коктейльным шейкером или набором для курения.
  • Одно из яиц Фаберже было выпущено в виде подлинной бутыли для вина.
  • В коллекции императорской семьи было всего 7 яиц Фаберже.
  • Изначально яйца Фаберже создавались в виде пасхальных подарков императорской семье и российским аристократам, но впоследствии они стали объектом коллекционирования и достижением в искусстве ювелирных изделий.
  • Дизайнеры яиц Фаберже тщательно скрывали свои секреты, поэтому не все факты об их создании стали известны широкой публике.
  • Множество яиц Фаберже было украдено или потеряно во время Великой Отечественной войны и революции, поэтому они считаются редкими и ценными экспонатами.

Сегодня яйца Фаберже являются одними из самых дорогих и известных ювелирных изделий в мире. Они играли и продолжают играть важную роль в истории, искусстве, государственной символике и поп-культуре.

Лучшие работы Фаберже (15 фото)

Petersburg laufende Sonderausstellung “Faberge und der Erste Weltkrieg” hinweisen.  Diese Ausstellung  wird organisiert vom “Russischen Nationalmuseum” (Moskau) unter Beteiligung des Fabergé Museums Baden-Baden. Gezeigt werden dort 43 bedeutende Objekte der Firma Fabergé, die aus der Zeit des Ersten Weltkrieges datieren. Darunter Samoware, Wasserkocher, Feuerzeuge, Pfannen, Boiler, Schalen, Kasserollen aus Messing und Kupfer. Markant sind ein großes Gefäß für die Sterilisation von Spritzen der Krankenstation im Winterpalast, graviert zu Ehren des Kronprinzen und Großherzogs Alexei Nikolajewitsch mit den Monogrammen der Kaiserin Alexandra Feodorowna und der Großfürstinnen Olga und Tatjana; weiteres ein Becken mit der eingravierten Inschrift “Feld-Lazarett Zug № 143”, benannt zu Ehren Ihrer Kaiserlichen Majestät Zarin Alexandra Feodorowna. Desweiteren ein Telegrafenapparat von Fabergé und viele andere Kostbarkeiten.  Kuratorin der Ausstellung ist Dr. Marina Nikolajewna Lopato, Leiterin des Sektors der künstlerischen Metall- und Steinverarbeitung in der  Abteilung für westeuropäische Angewandte Kunst der Eremitage. Die Ausstellung läuft vom 30.12.2015 bis 26.6.2016. Informationen im Internet unter https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2015/faberge_greatwar/?lng=ru

Feld-Lazarett Zug Nr. 143, genannt nach IKM Zarin Alexandra Fedorowna. Postkarte mit Lichtaufnahme des Innenraums, 1915-17 г.

Topf für die Sterilisation von Spritzen der Krankenstation im Winterpalast mit Monogrammen der Zarin Alexandra Fedorowna und Großfürstinnen Olga und Tatiana

Kerosin-Kocher (Primus) Stahl, Kupfer

Danke für Ihre Aufmerksamkeit und herzlich willkommen im  Faberge Museum Baden-Baden!

Фирма Фаберже основана в 1842 г. в Петербурге Густавом Фаберже, с 1872 г. владелец фирмы Петр-Карл Фаберже.

Одно из ведущих ювелирных предприятий России XIX века, поставщики дворов России, Великобритании, Швеции и Сиама.

Изделия фирмы Карла Фаберже

Шопена (№ 108-111). Нынешний аукцион — редкая возможность приобрести почти весь комплект (эстимейты четырех лотов разнятся в зависимости от количества скульптур, и составляют от $25 до 85 тысяч). Фигуры фабрики Василия Грачева из большой скульптурной композиции «Царская охота» (№ 113, 114) выставлены на торги с эстимейтом $12-24 тысячи.

Серебряную чернильницу известной петербургской фабрики Хлебникова (№ 123) можно попробовать приобрести за $6-8 тысяч, а коробка для сигар из серебра с имитацией фактуры дерева (петербургский мастер Е.Е. Паркинен, № 125) оценена в $5-7 тысяч.

Пара ампирных ваз Батенинской мануфактуры (первая половина XIX века) с видами Петербурга (№ 138) оценены в $30 — 40 тысяч.

«Типы», фарфоровые фигурки завода Гарднера с неаполитанскими крестьянами (№ 155), оценены в $8-12. Такой же сдеданный в Вербилках еврей (№ 156) — $5-7 тысяч, а уже советского времени узбек работы известного художника Ломоносовского завода Бориса Воробьева (№ 164) — $6-8 тысяч.

Есть и курьезные вещи, как серебряная пепельница работы Фаберже в виде медведя (№ 57, $12-18 тысяч). При виде серебряного портсигара с портретом Петра Кропоткина на крышке (№ 159, эстимейт $5-7 тысяч) воображение сразу же рисует заслуженного русского анархиста, постукивающего по нему папиросой.

арт-рынокаукционантиквариатSothebysФаберже

Закат

В 1915-1916 гг., в армию призвана была большая часть лучших специалистов предприятия. Московское отделение производило гранаты и гильзы, а не серебряные изделия. Доставка материалов усложнилась. Но двор и заказчики ждали новых произведений. Фирма продолжала некоторое время работать после революции. Но в конце 1918 г. Карл Густавович Фаберже семидесяти лет эмигрировал в Швейцарию, закрыв свой особняк на Большой Морской улице. Он покидал Россию, сыновей и дело всей жизни, мечтая вернуться домой, но скончался через три года в Лозанне, не увидев больше родины.

Уезжал маэстро с одним саквояжем в руках, и неизвестно, что случилось с его имуществом, оцененным более 45 миллионов рублей. Это последняя из загадок, оставленных искусным творцом.

Империя Фаберже

Фирма всегда имела богатый выбор небольших вещиц, способных удовлетворить самый искушенный вкус людей с разным уровнем достатка.

Фото 4 – экспонаты Шуваловского музея Санкт-Петербурга

Покупатели в магазине фирмы могли быть уверены в том, что все предложенное изготавливается с «должной тщательностью и прочностью, таким же первоклассным мастером и с такой же любовью, как и замысловатые пасхальные яйца по заказу царской семьи».

Фото 5 – брошь

Фото 6 – настольный звонок в виде фигурки зайчонка

Любимыми изделиями Карла Фаберже были цветы, фигурки животных, птиц. При этом в мастерских широко использовались удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Мастера умели виртуозно изменять естественный цвет минерала, добиваться множества оттенков и доводить до совершенства работу.

Фото 7 – коробочка; агат, золото, чеканка

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году миниатюрные украшения, камнерезные изделия из драгоценных материалов имели шумный успех у посетителей, съехавшихся со всего света.

Фото 8 – колье с сапфиром

Изделия фирмы Фаберже , по общему мнению, не знали себе равных в Европе.

Фото 9 – миниатюрные копии императорских регалий

Позднее европейские фабриканты пытались выпускать похожие изделия. Но даже такие знаменитые фирмы как Бушерон и Картье «находились под сенью гигантской тени Фаберже».

Фото 10 — табакерка

Необыкновенная тонкость ювелирной работы мастеров фирмы: Михаила Перхина, Генриха Вигстрема и других убеждала в высоком профессионализме, для которого не существовало «никаких трудностей в исполнении замысла».

Фото 11 – подарочная брошь

Фото 12 – веточка малины

Большой штат художников и мастеров доводили до совершенства предметы утвари ювелирные украшения, разнообразные сувениры в различных стилях, применяя новаторские и остроумные технические решения.

Фото 13 – подвеска «Лев»

Модные украшения привлекали внимание своей изобретательностью и вкусом исполнения

Фото 14 — брошь

Фигурки зверей, вырезанные из самоцветов, казались живыми и нередко передавали тонко подмеченные характерные жесты.

Фото 15 — фигурка французского бульдога

Фото 16 – фигурка кота

Хрупкие цветы из драгоценных и поделочных уральских камней с богатой гаммой узоров и оттенков вызывали неподдельные восторги. Казалось, лепестки простых цветков дышали теплом солнечных лучей.

Фото 17 – колокольчики

Фото 18 — полевые цветы

Красивые и элегантные вещи украшали повседневную жизнь людей с разными возможностями. Они были полны «радостным, подчас задорным, всегда изысканным творчеством»

Фото 19 — брошь

В экспозициях музея Фаберже в Баден-Бадене выставлена одна авангардная работа великого мастера.

Фото 20 – натюрморт

Несмотря на кажущуюся простоту натюрморта, «джентльменский набор» выполнен из самых дорогих материалов.

Кирпич выточен из яшмы;

Белок яичницы – из белого камня;

Желток – из янтаря;

Газета, рыбки – закуска, мухи – из серебра;

Стакан и его содержимое – из горного хрусталя;

Бычок – из хрусталя и кварца.

Основатель музея миллиардер Александр Иванов комментирует: «Это произведение является одним из самых интересных из когда – либо созданных Фаберже».

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про Фаберже:

30 май 2012 (10:21)

Google отметила 166-летие со дня рождения знаменитого российского ювелира Карла Фаберже праздничным логотипом-дудлом на главной странице своего поисковика, сообщает РИА Новости.

Обычный логотип компании на главной странице google.com в среду заменен на дудл, в котором каждая из букв Google представляет собой одно из всемирно известных яиц Фаберже либо «скрывается» внутри него.

Петер Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге. Ювелирному делу он обучался в Германии, а в 1870 году начал управлять ювелирной фирмой отца

На изделия Фаберже обратил внимание император Александр III, и мастер получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа»

Мировую известность ювелиру принесли так называемые яйца Фаберже. Первое из них было создано в 1885 году как пасхальный сюрприз императора Александра III для своей жены Марии Федоровны. Снаружи ювелирное изделие было покрыто белой эмалью, в золотом «желтке» скрывалась небольшая курочка, а внутри нее — рубиновая корона.

Подарок пришелся по вкусу, а Фаберже получил заказ на изготовление уникального яйца ежегодно.

Яйца Фаберже: история

В 1885 году российский император Александр III вручил своей супруге, Марии Федоровне, богато украшенное пасхальное яйцо, выполненное из матового золота и белой эмали. Помпезность и дороговизна подарка объяснялась тем, что царица заскучала в неродной для нее России и участившиеся покушения на представителей правящего дома заметно усилили ее хандру. Ее царственный муж решил скрасить тревоги и одиночество жены, вручив ей подарок, приблизительно похожий на то, что она видела у себя на родине, в Дании (Мария Федоровна родилась в Копенгагене и до принятия православия звалась Мария София Фредерика Дагмар). Гордостью коллекции ювелирных украшений этой страны считают декоративное пасхальное яйцо XVIII века, вырезанное из слоновой кости. Композиционно и эстетически императорский подарок жене повторяет многие решения датского экземпляра.

С этого началось стремительное возвышение Карла Фаберже и его ювелирной компании. Всего было изготовлено 71 такое яйцо, 54 из которых были сделаны специально для императорского дома Романовых, остальные (значительно, впрочем, уступающие в роскоши) предназначались богатейшим людям того времени. На изготовление одного яйца в среднем уходило около одного года изнурительного и скрупулезного труда.

Начало

В подвале улицы Большая Морская, на которой обитали питерские золотых и серебряных дел мастера, в 1842 г. открыл свою мастерскую и магазинчик Густав Петрович Фаберже. Он недавно переселился с женой из Перново (Пярну, Эстония), год назад закончив обучение и став ювелирных дел мастером. Спустя четыре года родился старший сын Петр-Карл, который за 45 лет управления фамильным предприятием станет одним из искуснейших мировых ювелиров и непревзойденным русским мастером.

Отцовское дело развивались удачно. Вскоре после открытия магазин занял сначала первый этаж здания, а затем семье стал принадлежать весь дом. Густав Петрович был состоятелен дать сыновьям Карлу и Агафону лучшее европейское ювелирное образование. Карл, как будущий преемник делопроизводства, окончил Дрезденскую торговую школу, Парижский коммерческий колледж и практиковался у лучшего немецкого ювелира Йозефа Фридмана.

Вернувшись домой, 24-летний Карл стал трудиться в семейной мастерской. Кроме этого, он оказывал бесплатную помощь Эрмитажу в оценке драгоценностей, ремонтных и реставрационных работах ювелирных изделий. Основатель фирмы к этому времени удалился от дел, перебравшись в Дрезден, а делами управлял заведующий Зайончковский. С 1872 г. Карл в возрасте 26 лет возглавил дело отца.

Он оставался оценщиком и реставратором Эрмитажа, в хранилищах которого находилась коллекция керченских золотых украшений, найденная на крымских раскопках. Для ювелиров оставалась загадкой техника мастеров четвертого века до н. э. Не удавалось понять, как припаяны тонкая золотая нить и едва заметная мелкая зернь, чтобы при этом припоем не был залит декор. Эту загадку раскрыл Карл с Агафоном. Тайна скифских мастеров стала секретом фирмы Фаберже.

К московской выставке 1882 г. Петром-Карлом, его братом, лучшим мастером Эриком Коллином и несколькими работниками была создана точная копия ювелирных керченских изделий. Над шейным украшением этой коллекции 120 дней работали семь умельцев. Экспозиция копий скифского клада, до этого просто успешному дому Фаберже, принесла восхищение посетителей и жюри, золотую медаль, известность. На выставке присутствовал император с супругой, которых заворожили произведения реставратора Эрмитажа.

Но небывалый успех и внимание царского двора преподнесли предприятию Фаберже подарочные пасхальные яйца, что стали символом и особенностью фирмы.

Лучшие работы Карла Фаберже

Каждое яйцо Фаберже является уникальным произведением ювелирного искусства. Например, «Яйцо с вращающимися миниатюрами», преподнесенное императрице Александре ее мужем, было выполнено из горного хрусталя, а внутри вращались 12 миниатюр с пейзажами и памятными для императора местами.

Фото 7 — Яйцо Фаберже «Яйцо с вращающимися миниатюрами»

Императорское яйцо «Зимнее» сделано из бриллиантов, опалов и хрусталя с корзиной анемонов внутри.

Фото 8 — Яйцо Фаберже «Зимнее»

Яйцо «Георгиевское» Николай II заказал в 1915 году, когда был удостоен «Ордена Святого Георгия». Яйцо было подарком для матери императора, а внутри находилась фотография Николая.

Фото 9 — Яйцо Фаберже «Георгиевское»

Яйцо «Память Азова» из зеленого гелиотропа с бриллиантами таило в себе модель фрегата, выполненную из золота.

Фото 10 — Яйцо Фаберже «Память Азова»

Необычное яйцо «Коронационное» с императорской каретой внутри поражает точностью изготовления — колеса кареты крутятся, открываются дверцы.

Фото 11 — Яйцо Фаберже «Коронационное»

Яйцо «Кремль» — самое крупное из изделий Фаберже, сделано в виде музыкальной шкатулки.

Фото 12 — Яйцо Фаберже «Кремль»

Розовое яйцо «Ландыши» хранило в себе фотографии Николая II и двух его дочерей.

Фото 13 — Яйцо Фаберже «Ландыши

Самое известное из неимператорских яиц — «Яйцо Ротшильдов».

Фото 14 — Яйцо Фаберже «Яйцо Ротшильдов»

О его существовании стало известно только в 2007 году, до этого изделие хранилось в семье Ротшильдов. Яйцо представляет собой часы с инкрустированным драгоценными камнями петушком внутри, который каждый час поет и машет крыльями.

Фото 15 — Яйцо Фаберже «Конный памятник Александра III»

«Пасхальные яйца» Карла Фаберже ( 25 фото ) » ПОЗИТИВ-RU

Яйца Фаберже? — знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.

Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России.

16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоено звание ювелира Его Императорского двора. Это дало ему право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла.Коллекция «Пасхальные яйца Фаберже» стала синонимом роскоши, ювелирного мастерства и даже культа.

Золотое яйцо «Курочка» привело в восхищение и императора, и императрицу. Особенно же порадовал царственную чету сюрприз, спрятанный в «желтке»: в нем находилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона.

«Курочка» преподнесла ценный дар и своему создателю — Карлу Фаберже было пожаловано звание Поставщика Императорского двора с правом изображения в своем фирменном знаке двуглавого орла.

С тех пор Мария Федоровна представить себе не могла Пасху без очередного яичка «от Фаберже». После смерти ее мужа пасхальный сувенир стал преподносить ей сын – Николай II, заказывающий у Фаберже по два яичка – для маменьки и для жены.

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма- сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие — чтобы произведение не имело повтора.Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Секрет яйца оставался нераскрытым вплоть до торжественного подношения подарка. На вопрос императора о сюжете нового яйца Фаберже отвечал уклончиво: «Ваше Величество будет довольно…»

Из 71 известного яйца до наших дней дошло 62. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу- остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.

Критический взгляд на яйца Фаберже

Вопреки тому, что большая часть искусствоведов восхищается изделиями компании, а профессионализм самих ювелиров никогда не ставился под сомнение, все-таки периодически слышны голоса людей, недовольных продукцией компании. В частности, определенное удивление у профессионалов вызвали кичливые электрические дверные звонки в виде черепашек.

Больше всего достается тем самым пасхальным яйцам, которые когда-то вознесли фирму Карла Фаберже на недосягаемую высоту

В первую очередь критики обращают внимание на банальность выбранной формы: подобными яйцами сложно было кого-то удивить в Европе, ведь их начали изготавливать еще в XVI веке, так что идея была не нова

Самым же ярым и последовательным критиком производства компании был русско-американский писатель Владимир Набоков. В частности, он оставил такое воспоминание о ювелирной фирме: «Мы проходили мимо выставочных окон Фаберже, чьи высоко ценимые царской семьёй минеральные монстры — осыпанные каменьями тройки, красующиеся на мраморном страусовом яйце, и тому подобное — были для нашей семьи эмблемами крикливой безвкусицы».

« Бакинское нефтяное общество: как эта организация спасла экономику Российской империи

Роскошь и изысканность в дизайне яиц Фаберже:

История яиц Фаберже полна тайн и содержит много интересных фактов. Всего было создано семьдесят два яйца Фаберже, из которых только сорок одно сохранились до сих пор. Фаберже создавал яйца для российской императорской семьи, а также для прочих известных личностей. Сейчас невозможно точно установить факты возникновения этих яиц, так как во время революции многие из них были утеряны или уничтожены.

Мастера Фаберже использовали разные материалы при создании яиц — от серебра до драгоценных камней. В некоторых яйцах содержалась миниатюра экипажа, в других — музыкальный механизм. Копии яиц Фаберже можно увидеть в различных музеях, а также в частных коллекциях.

История яиц Фаберже была вдохновлением для создания карикатурных анекдотов, которые часто использовались в поп-культуре. Наверняка многие из вас слышали такие анекдоты. Например, один из них рассказывает, что императрица Алексея всех своих подданных оценила по наличию яиц Фаберже на его приданое.

Сегодня яйца Фаберже являются предметами роскоши и престижа. Они могут быть оценены во многие миллионы долларов.

Мастера и изделия

С 90-х годов работает камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев). Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь. Резные животные напоминали нецке (у мэтра имелась коллекция), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. Из самоцветов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги, много другого.


Яйцо с колоннадой,
выполненное из
цветного золота и платины
покрытое эмалью и
бриллиантами. 1905 г.
Ювелир Генрих Вигстрем

Любимыми произведениями маэстро были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой. Наибольшая коллекция растений мэтра принадлежит Британскому Королевскому семейству. Александра Датская, супруга английского короля Эдуарда VII и сестра императрицы Марии Федоровны, прикупила в свое время немало вещиц у Фаберже, в том числе и двадцать растительных композиций.


Золотая корзинка с ландышами
1901 год

Ведущим специалистом обработки драгоценных камней и металлов был А. В. Хольфстрем, который руководил мастерской. С 1903 г. его сменил сын Альфред. Поскольку лучшие умельцы работали на предприятии постоянно, а на смену им часто приходили их сыновья, многие технические секреты фирмы не ушли за ее пределы.


Ковш. Витражная эмаль. Ф.Рюккерт

По эскизам своих художников для форм и росписей, фарфор Фаберже заказывал в Мейсене и Лиможе. На изделиях стояло два клейма: фарфорового завода и ювелирной фирмы. Статуэтки, столовые аксессуары, обеденные, кофейные, чайные сервизы Фаберже нередко в мастерских дополнялись золотом, серебром, камнями, слоновой костью.

Работа с эмалями крайне сложна. Главный специалист Николай Петров сумел добиться более 20 тысяч различных оттеночных цветов. Третий сын Фаберже Александр ездил в Париж изучать опыт европейских эмальеров. Оказалось, что их умение значительно уступает изяществу, разнообразию цвета и легкости российских мастеров.

На столовые приборы Фаберже из серебра спрос был необыкновенный. Кроме мастерской в Питере, с 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Сын Александр заведовал фабрикой. Лучшим мастером был Юлий Раппорт. Он добился невероятной виртуозности с этим, любимым ювелирами, металлом. В серебро же оправлял Фаберже хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.

Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже. Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли. Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.

В художественных мастерских работали 14 постоянных талантливых художников. Среди них миниатюристы Якобсон, Соломенко, Зуев, скульпторы Савицкий, Гринберг (ученик Родена), Илинская-Андреолетти, Луиджи Буцци. Их годовой заработок составлял по 6–10 тысяч рублей. Работать приходилось сверхурочно даже по ночам, фирму редко кто покидал. Великий мастер сотрудничал с Бенуа, Серовым, Шехтелем, Крыжицким.

Граверы, чеканщики, а в каждой мастерской закрепщики, токари, гильешеры, шлифовальщики трудились более 12 часов ежедневно. Только 29 человек занималось изготовлением упаковок для украшений.

Карл Густавович рассматривал внимательно каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. Любые стадии работ выполнялись только специалистами. Все изделия Фаберже неизменно были качественными и уникальными.

Новое в блогах

Император Николай II сохранил эту традицию, но при нем ювелиры мастерской Фаберже изготавливали два яйца в год — одно для матери императора, а второе для его жены.

Фирма Фаберже создала около 15 яиц и для частных заказчиков, однако они не были уникальными и были не столь роскошными, как императорские. Всего историкам известно о 71 яйце Фаберже, 54 из которых созданы по заказу российских императоров. До наших дней дошло 62 пасхальных яйца Фаберже, 46 из них — императорские.

Google создает праздничные логотипы (дудлы) к различным памятным датам, праздникам, дням рождениям известных людей. Дудлы могут быть как глобальными, так и локальными — последние видны только жителям определенной страны и, как правило, посвящены национальным праздникам и знаменитостям.

Вернуться в раздел » Новости Партнеров

HTML-код:Для того, чтобы вставить материал в Живой Журнал или другой блог, скопируйте код

Другие материалы по теме:

Фото 1 – экспонаты музея Санкт-Петербурга

Изящные и роскошные шедевры фирмы Карла Фаберже, придворного ювелира императора Николая II, почитаемого современниками как «Челлини XIX века» — расцениваются не только как произведения ювелирного искусства, но и как сокровища мировой культуры.

Фото 2 — экспонаты Шуваловского музея Санкт-Петербурга

Фото 3 – ваза с ландышами

Еще одной стороной деятельности фирмы Фаберже было изготовление изделий декоративно – прикладного искусства. Фирма всегда имела богатый выбор небольших вещиц, способных удовлетворить самый искушенный вкус людей с разным уровнем достатка.

Фото 4 – экспонаты Шуваловского музея Санкт-Петербурга

Покупатели в магазине фирмы могли быть уверены в том, что все предложенное изготавливается с «должной тщательностью и прочностью, таким же первоклассным мастером и с такой же любовью, как и замысловатые пасхальные яйца по заказу царской семьи».

Фото 5 – брошь

Фото 6 – настольный звонок в виде фигурки зайчонка

Любимыми изделиями Карла Фаберже были цветы, фигурки животных, птиц.

Первое яйцо Фаберже

Первое яйцо Фаберже для Марии Федоровны — жены Александра III было размером 6,5 на 3,5 см. Яйцо было покрыто белой эмалью, посередине проходила золотая полоса — линия, по которой яйцо открывалось. Внутри изделия было еще одно яйцо из золота — своеобразный желток, а в нем находилась золотая курочка. Внутри курочки была рубиновая корона с подвеской из рубина.

Фото 4 — Яйцо Фаберже «Курочка»

Конструкция яйца не была идеей самого Карла — изделие имело прообраз. В XVIII столетии некоторые ювелиры изготавливали яйца с сюрпризом, выполненные по принципу матрешки, с курочкой внутри, в которой находилась корона, а внутри короны — кольцо.

На аукционе Important Russian Works of Art, European Silver and Vertu 8 апреля 2014 года в Нью-Йорке будут представлены уникальные предметы русского декоративно-прикладного искусства.

№ 88

Предаукционный показ начинается 4 апреля в здании Sotheby’s на Йорк авеню, 1334 в Нью-Йорке. Аукцион пройдет в две сессии, в первой всего 168 лотов. Главные лоты, как обычно, вынесены на обложку и первые развороты каталога.

Серебряный эмалевый портсигар с изображением картины Васнецова «Битва русских со скифами», сделанный фирмой Фаберже в Москве в 1908-17 годах, происходит из коллекция основателя скаутского движения в России Олега Ивановича Пантюхова (1882 — 1973). Эстимейт этой вещи (№ 88) — $50-70 тысяч.

Монументальный набор из чаши для пунша с ковшом в русском стиле работы московского мастера серебряных дел Михаила Тарасова (№ 60) датирован 1908-17 годами и оценен в $175-225 тысяч.

Многие изделия фирмы Фаберже на этом аукционе происходят из коллекции Миллисент Роджерс — одной из богатейших женщин первой половины прошлого века, «нефтяной принцессы» с утонченным вкусом. Они подписаны такими известными мастерами, как Михаил Першин, Альфред Тилеман, Август Холминг, и другими. Эстимейты большинства вещей колеблются в пределах $5-15 тысяч. Пара серебряных чаш, созданных мастером Юлиусом Раппопортом в Петербурге около 1895 (№ 56), происходят из, как отмечено, выдающейся коллекции и оцениваются в $25-35 тысяч.

Среди других лотов выделяются портретные бронзовые бюсты русских правителей, всего 64 штуки от князей до императоров, созданные в 1867-68 годах к празднованию тысячелетия России на петербургской фабрике художественной бронзы Ф.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий