Стиль шинуазри: обзор лучших идей на стыке рококо и традиционных китайских интерьеров

Стулья и кресла — удобная и стильная мебель

Стулья в стиле шинуазри — это обычно простые и очень элегантные предметы мебели. Модели доступны в различных насыщенных цветах и ​​формах. Часто создается впечатление, что они сделаны из бамбука, но на самом деле это не так. Благодаря прямой линии стульев и восточной отделке в виде характерных азиатских бороздок они становятся образцом как современных, минималистичных интерьеров, так и более классических. 

С другой стороны, кресла — удобные и впечатляющие, добавляют интерьеру роскоши, престижа, комфорта и уюта. Основную роль играет обивка, которая насыщена украшениями, изображающими жанровые сцены или фауну . Выбрав светлый цвет, можно оживить пространство и добавить в комнату света, а в темном — сделать его своеобразным акцентом.

История шинуазри

Шинуазри – восточный стиль с элементами китайской живописи. Термин имеет французские корни и переводится как «китайщина».

Направление появилось благодаря Объединенной Ост-Индской компании из Нидерландов. Она считалась монополистом в области торговли со странами Востока 

просуществовала порядка двух веков. Среди прочих товаров из разных стран, в Европу доставляли элементы декора из Китая.

Предметы искусства стоили дорого и были доступны лишь состоятельным людям. Самобытность китайских товаров, несмотря на стоимость, покорила европейцев, 

В XVIII веке популярность элементов китайской культуры достигла пика. Появились местные мастерские по изготовлению предметов китайского декора. Это позволило снизить цены, насытить рынок дешевыми поделками. 

Китайские технологии постепенно перекочевали в Европу. Мастера научились лакировать предметы мебели, делать фарфор, расписывать посуду, другие элементы декора.

В домах появлялись предметы, изготовленные на китайский манер. При этом лакировка и роспись были сделаны европейскими художниками.

То́мас Чи́ппендейл – известный британский мастер по изготовлению мебели из красного дерева, проникся духом Востока и стал использовать мотивы китайского искусства в своих изделиях. В сборнике его работ числится порядка 160 предметов мебели – кресла, стулья, комоды и зеркала. 

Знатные особы и их приближенные создавали в своих усадьбах павильоны и бельведеры в китайском стиле, которые приобрели название – «чайные домики». Популярностью пользовался чайный домик в Потсдаме, принадлежащий королю Пруссии. Фридрих Великий самолично создавал эскиз постройки.

Увлечение китайской культурой украшения интерьеров не миновало и российских мастеров. Екатерина Вторая была страстной поклонницей шинуазри. Несколько палат в покоях императрицы были уставлены элементами этого стиля – предметы мебели, вазы, зеркала, столы и стулья, ширмы.

Шотландец Чарльз Камерон, служивший при дворе Екатерины II, создал «Голубую гостиную», где элегантная классика органично сплеталась с торжественностью шинуазри. Вазы из тончайшего фарфора и стены, украшенные растительными орнаментами – характерные элементы китайского стиля. Зеркала, обрамленные в золотые рамы, лепнина и роспись на дверном потолке – декор классических интерьеров.

Развитие стилевого направления рококо и шинуазри, происходило в один и тот же период.

По этой причине для них характерны общие принципы при украшении интерьера:

Изобилие элементов декора на предметах интерьера.

Деталям и фактуре уделяется особое внимание.

Преобладание формальных узоров и орнаментов.

В живописи стилевых направлений отражены сцены отдыха и развлечений.

В действительности, несмотря на внешнее сходство оформления интерьера, 

европейцы воспринимали восточные традиции по-своему. Это было далеко от реальности. Западные художники создавали сюжеты без учета особенностей китайской живописи, отражали традиции и жизнь местных знаменитостей. 

В XIX веке увлечение китайской культурой пошло на спад. Популярностью стали пользоваться египетские и турецкие стили. Возрос интерес к готике. Модерн прочно завоевал свои позиции.

Фарфор в стиле шинуазри

Мало что ассоциируется с далекой Азией так же, как фарфор. Выставка из чашек и тарелок может стать прекрасным украшением кухни, столовой или гостиной. Подавая своим гостям послеобеденный чай на фарфоре, богато украшенном китайским искусством, вы придадите каждой встрече неповторимый характер. 

Благодаря ему даже послеобеденный чай в течение дня станет торжественно отмеченным моментом.Стоит обзавестись целым фарфоровым сервизом и несколькими вазочками с живыми цветами. Благодаря этому стол приобретет элегантную и стильную отделку. Посуда в стиле шинуазри также станет витриной любого семейного мероприятия или вечеринки с друзьями. Кухня в деревенском стиле или в стиле шебби-шик тоже будет идеальна ля этого.

Растительность, произрастающая в Азии

Для любителей минимализма, элегантных и изысканных интерьеров и природы, экзотические растения могут оказаться хорошей. Прекрасные деревья бонсай, раскидистые пальмы, которые добавят почти тропический климат, а также банановые деревья, лимонные деревья, папоротники, суккуленты и монстеры. Блестящие сердцевидные листья последнего особенно часто можно увидеть в украшениях азиатского гардероба, картинах или обоях. 

Также стоит ввести немного цвета и выбрать несколько орхидей, которые считаются синонимом элегантности, а также ирисы и гортензии. В саду также можно ввести экзотические дополнения в виде красивой магнолии, вишни или японской азалии. Они порадуют колоритом и красотой каждого, кто посетит приусадебный парк. Если у вас есть зимний сад — он также будет прекрасным местом для создания галереи растений.

Дизайн интерьера

складной ширмыАльберта фон КеллераGeelvinck-Hinlopen HuisКитайский домПотсдамаКитайская деревняЦарском СелеЕкатериной ВеликойКитайский дворецПалермоФердинандом III Сицилии

Различные европейские монархи, такие как как Людовик XV во Франции, отдавал особое предпочтение шинуазри, так как он хорошо сочетался со стилем рококо. Целые комнаты, например, в Château de Chantilly, были расписаны композициями в стиле шинуазри, и такие художники, как Антуан Ватто и другие, привнесли в стиль мастерское мастерство. Центрально-европейские дворцы, такие как замок Верлиц или замок Пильниц, включают комнаты, украшенные китайскими элементами, а во дворце Сан-Суси в Потсдаме есть Дом дракона (Das Drachenhaus) и Китайский дом (Das Chinesische Haus). Павильоны для удовольствий «китайского вкуса» появились в парадных партерах немецких и русских дворцов позднего барокко и рококо, а также на плиточных панелях в Аранхуэсе около Мадрида. Китайские деревни были построены в горном парке Вильгельмсхёэ недалеко от Касселя, Германия; в Дроттнингхольм, Швеция и Царское Село, Россия. Томаса Чиппендейла чайные столики из красного дерева и особенно фарфоровые шкафы были украшены резным остеклением и перилами, ок. 1753–70, но трезвое уважение к мебели ранних цинских ученых также было натурализовано, поскольку тангаж превратился в среднегрузинский приставной столик и квадратные кресла с планками, подходящие как английским джентльменам, так и китайским ученым. Не всякая адаптация принципов китайского дизайна подпадает под основной стиль китайского стиля. Шинуазри СМИ включали имитацию лакированной посуды в японском стиле и расписную оловянную посуду, имитирующую японскую, ранние расписные обои в листах, после гравюр Жана-Батиста Пиллемана, а также керамические статуэтки и настольные украшения.

В 17-18 веках европейцы начали производить мебель, имитирующую китайскую лаковую мебель. Он часто украшался черным деревом и слоновой костью или китайскими мотивами, такими как пагоды. Томас Чиппендейл помог популяризировать производство мебели в стиле шинуазри, выпустив свою книгу о дизайне «Джентльмен и директор краснодеревщика: большая коллекция самых элегантных и полезных дизайнов домашней мебели в самых модных» Вкус. Его проекты послужили ориентиром для сложной мебели в стиле шинуазри и ее украшения. Его стулья и шкафы часто украшались сценами с красочными птицами, цветами или изображениями экзотических воображаемых мест. Композиции этого украшения часто были асимметричными.

Более широкое использование обоев в европейских домах в 18 веке также отражает всеобщее увлечение мотивами шинуазри. С появлением виллы и растущей склонностью к солнечным интерьерам популярность обоев росла. Джон Корнфорт отмечает, что раньше предпочтение отдавалось «светопоглощающим текстурам гобелена, бархата и дамасской ткани», но теперь всеобщий интерес вызвал светоотражающий декор. Спрос на обои, созданные китайскими художниками, впервые возник у европейских аристократов в период с 1740 по 1790 год. Доступные им роскошные обои были бы уникальными, ручной работы и дорогими. Позднее обои с мотивами шинуазри стали доступны среднему классу, когда их можно было печатать и, таким образом, производить в различных сортах и ​​ценах.

Узоры на обоях китайского производства похожи на пагоды, цветочные узоры и экзотические воображаемые изображения. сцены, найденные на мебели в стиле шинуазри и фарфоре. Как и мебель в стиле шинуазри и другие формы декоративного искусства, обои в стиле шинуазри обычно помещали в спальни, туалеты и другие частные комнаты дома. Ожидалось, что узоры на обоях будут дополнять предметы декора и мебель в комнате, создавая дополнительный фон.

Зарождение стиля

Стиль зародился в 17 веке во Франции, как ответвление господствующего на тот момент рококо, благодаря Ост-индской компании, в результате которой в Европу попало множество китайских вещей. Само слово шинуазри, в переводе с французского, означает «китайщина», пожалуй, на французском все звучит возвышенней.

В те времена, когда роскошь правила балом, подчеркивать свой достаток не считалось дурным тоном. В те времена красивые гарнитуры не пылились на полках сервантов. Люди пили вино из золотых и серебряных бокалов, а с приходом чайной традиции активно начали использовать изящный фарфор. Классический китайский фарфор, белый, с синими орнаментами и изображениями экзотических птиц полюбился всем придворным обитателям.

Создание стиля в интерьере

Дизайн помещения в стиле шинуазри – это объединение всех сфер, в которых направление развивалось на протяжении долгих лет: декоративно-прикладное искусство, живопись, культура.

Для получения атмосферы высших слоев общества Европы наилучшим решением является сочетание классического стиля с дополнением шинуазри. Игра контрастов в виде роскоши с простотой форм станет настоящей находкой в создании интерьера.

Если шинуазри выбран для дизайна спальни, то при помощи обоев можно выделить место у изголовья кровати, дополнив ансамбль китайскими шелковыми подушками.

Мебель также играет огромную роль в дизайне интерьера псевдокитайского стиля.

Несмотря на очевидную экзотичность стиля, при грамотном исполнении элементы декора шинуазри смотрятся достаточно органично практически с любыми направлениями. Нужно лишь правильно обыграть детали и ориентироваться на цветовую гамму.

Кроме стилистической нагрузки такой предмет может выполнять функцию разграничения пространства: например, отделить место для сна от дивана для чтения. Установив ширму за диваном в гостиной, можно продемонстрировать всю роскошь восточного стиля в интерьере. Для гармоничного сочетания стоит добавить резную тумбочку или китайский столик.

Популяризация

. После распространения повествований Марко Поло европейцы продолжали получать знания о Китае, в основном, из отчетов, сделанных купцы и дипломатические посланники. Начиная со второй половины 17-го века, важную роль в этом обмене информацией затем взяли на себя иезуиты, чье постоянное накопление миссионерской информации и языковой транскрипции дало европейской публике новое более глубокое понимание Китайской империи и ее культуры.

Хотя европейцы часто придерживались неточных представлений о Восточной Азии, это не обязательно исключает их восхищение и уважение. В частности, китайцы, которые обладали «изысканно законченным искусством… чьи придворные церемонии были даже более сложными, чем в Версале», считались высоко цивилизованными. ti Согласно Вольтеру в его Art de la Chine: «Факт остается фактом: четыре тысячи лет назад, когда мы не умели читать, они знали все существенно полезное, чем мы гордимся сегодня. ” Более того, индийской философией все больше восхищались такие философы, как Артур Шопенгауэр, который считал Упанишады «продуктом высшей человеческой мудрости» и «самым полезным и возвышенным чтением…. это возможно в мире ».

Шинуазри не пользовался всеобщей популярностью. Некоторые критики рассматривали этот стиль как «… отступление от разума и вкуса и погружение в морально неоднозначный мир, основанный на гедонизме, ощущениях и ценностях, которые воспринимаются как женские». Считалось, что ему не хватает логики и разума, на которых было основано античное искусство. Архитектор и автор Роберт Моррис утверждал, что он «… состоит из простых прихотей и химер, без правил и порядка, он не требует плодородия гения для воплощения в жизнь». Те, кто придерживался более археологического взгляда на Восток, считали стиль шинуазри с его искажениями и причудливым подходом насмешкой над настоящим китайским искусством и архитектурой. Наконец, третьи считали, что интерес к шинуазри указывает на распространяющуюся «культурную неразбериху» в европейском обществе.

Возникновение шинуазри в Европе

Зарождение экзотического направления в Европе обусловлено интересом аристократического общества Европы к восточным темам, а в особенности к китайскому фарфору. Корабли Ост-Индской торговой компании регулярно привозили вещи из Поднебесной, а моряки рассказывали о загадочной древней стране, нередко приукрашая действительность. Так зародился интерес к непознанной цивилизации, использовавшей в повседневной жизни слоновую кость, шелк и тончайший фарфор.

Для Европы конца XVII века по-прежнему характерно использование посуды из серебра и золота как олицетворение достатка и роскоши. Однако появление фарфоровой посуды показало, что восточное изобретение удобнее и гигиеничнее в быту. Так, китайская утварь занимает почетное место в королевских дворцах.

Тончайшая работа китайских мастеров XVII века

Изначально китайские товары привозились единицами, но постепенно партии импорта увеличивались, однако цены оставались довольно высокими. Поэтому европейцы начинают создавать изделия, подражая китайским ремесленникам. В результате зародился стиль шинуазри.

Интерес к фарфору зарождает новое увлечение восточными традициями, философией и культурой. Несмотря на то что представления европейской знати о Китае были довольно поверхностными, а увлечения не отличались глубинными познаниями, направление получило широкое распространение параллельно с культурой чаепития. Дворцовые парки постепенно стали украшаться садовыми беседками, оформленными в псевдокитайском стиле, в которых проводились популярные чайные церемонии.

Чай

Москве

Одна из вещей, которые способствовали к популярности китайского шинуазри была мода 18-го века на чаепитие. Женская и домашняя культура чаепития требовала соответствующей mise en scène в стиле шинуазри. По словам Биверса, «чаепитие было основной частью вежливого общества; большая часть интереса как к китайским экспортным товарам, так и к шинуазри возникла из-за желания создать подходящие условия для ритуала чаепития». После 1750 года Англия импортировала 10 000 000 фунтов чая в год, демонстрируя, насколько широко распространена эта практика. Пристрастие к фарфору шинуазри, как экспортным товарам, так и европейским имитациям, и чаепитию больше ассоциировалось с женщинами, чем с мужчинами. Ряд аристократических и социально значимых женщин были известными коллекционерами фарфора в стиле шинуазри, в том числе королева Мария, королева Анна, Генриетта Ховард и герцогиня Квинсбери, все социально значимые женщины. Это знаменательно, потому что их дома служили образцом хорошего вкуса и общительности. Единственный исторический случай, когда произошла «острая конкуренция между Маргарет, 2-й герцогиней Портлендской, и Элизабет, графиней Ильчестер, за японскую бело-голубую тарелку», показывает, как состоятельные женщины-потребители отстаивали свою покупательную способность и свою потребность в игре. роль в создании преобладающей моды.

Экраны — как признак стиля шинуазри

Экраны — простые и в то же время очень эффектные украшения. Благодаря им вы можете разделить пространство, например, на полезную и интимную часть, и в то же время добавить интерьеру стиля и характера. Когда-то они украшали великолепные интерьеры в стиле рококо. Сегодня они выпускаются как в классическом, так и в современном исполнении. 

Они добавляют интерьеру восточный оттенок, в том числе благодаря украшениям из серии китайского искусства, т. е

сделанные вручную и украшенным ширмами с цветочными мотивами, животными или сценами обычаев. Вы можете выбрать шелковые, лакированные или позолоченные копии. Также стоит обратить внимание на экраны с привлекательными азиатскими вырезами

Стильные примеры

Стены расписаны лаком черного цвета. На темном фоне эффектно смотрятся рисунки, выполненные в голубом, серебряном и красном цвете. Часто китайские мастера используют перламутровый лак. Цветы и диковинные птицы – характерные элементы китайской живописи.

Обои из шелкового текстиля, выполненные ручным способом. Ткань покрыта росписью. Видны очертания китайских строений – пагоды, фигурки людей, цветов, животных, символика.

Спальня, оформленная в насыщенных глубоких тонах. Преобладают растительные узоры. По обе стороны от кровати прикроватные тумбы с выдвижными ящиками.

Спальня оформлена в светлой цветовой гамме. Декор стены у изголовья кровати задуман как акцент. На кровати множество подушек из китайского текстиля с характерным узором и символикой. По обе стороны кровати расположены тумбочки с овальной столешницей из полированного дерева.

Гостиная оклеена обоями в стиле шинуазри. Изумрудный, черный и золотой цвет создают сказочную атмосферу. Дополняют декор фарфоровая статуэтка и журнальный столик, покрытый лаком. В центре стола декоративный элемент – миниатюрная пагода.

На шелковых обоях изображены экзотические птицы. В центре комнаты панно. Дополнительные элементы – буфет с большим количеством выдвижных ящиков и лакированный столик для чаепития с оригинальной ножкой. Непременный атрибут китайской гостиной – диван лежак. Обивка удобных кресел с мягкими подушками по цвету перекликается с обоями. 

Ссылки и источники

Ссылки
Источники
  • Чанг, Шэн-Чинг (張 省 卿) , 《東方 啓蒙 西方- 十八 世紀 德國 沃里兹 (Wörlitz) 自然 風景 園林 之 中國 元素 (Dongfang qimeng Xifang – shiba shiji Deguo Wolizi (Wörlitz) ziran fengjing yuanlin zhi Zhongguo yuansu)》 (Восток, просвещающий элементы Запада в XVIII веке – китайские элементы ландшафтные сады Верлица в Германии), 台北 (Тайбэй) : 輔仁 大學 կ出 (Furendaxue chubanshe; Fu Jen University Книжный магазин), 2015.
  • Эрдманс, Эмили (2006). «Стиль международного двора: Уильям и Мэри и королева Анна: 1689–1714, Зов Востока». Классический английский дизайн и антиквариат: старинные стили и мебель; Коллекция антиквариата Гайд-парка. Нью-Йорк: Международные публикации Риццоли. С. 22–25. ISBN 978-0-8478-2863-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Хонор, Хью (1961). Шинуазри: The Видение Cathay. Лондон: Джон Мюррей. CS1 maint: ref = harv (link )

Живопись

Идеи декоративного и изобразительного искусства Востока пронизывали европейское и американское искусство и ремесла. Например, в США «к середине 18 века Чарльстон импортировал впечатляющий набор азиатских экспортных предметов роскоши … картины». Аспекты китайской живописи, которые были интегрированы в европейское и американское изобразительное искусство, включают асимметричные композиции, беззаботный сюжет и общее чувство капризности.

Уильям Александр (1767–1816), британский художник, иллюстратор и гравер, который путешествовал по Восточной Азии и Китаю в 18 веке, находясь под непосредственным влиянием культуры и ландшафта, которые он видел на Востоке. Он представил идеализированное, романтизированное изображение китайской культуры, но на него повлияли «предустановленные визуальные знаки». Хотя пейзажи шинуазри, которые изображал Александр, точно отражали ландшафт Китая, «парадоксальным образом именно это имитация и повторение знаковых знаков Китая отрицает саму возможность аутентичности и превращает их в стереотипы». Изображение Китая и Восточной Азии в европейской и американской живописи зависело от понимания Востока западными предрассудками, а не от представлений восточной культуры, как это было на самом деле.

Примеры китайского дизайна в фото и видео

Основы с первого взгляда

В китайском дизайне популярен минимализм. Чем больше пространства, тем лучше.

Цветовая гамма должна состоять максимум из 3 оттенков, иначе будет перебор с цветами, и интерьер не будет таким изысканным, каким он должен быть.

Потолок выполнен в виде прямоугольника, иногда с деревянными балками. Стены оштукатурены или оклеены обоями теплых тонов. Стены оштукатурены или оклеены обоями теплых тонов, а полы выложены каменной плиткой или бамбуковым паркетом.

Зеркала, ширмы, мебель и другие элементы декора должны быть украшены различными изображениями. Это могут быть драконы, иероглифы, сакура, китайские женщины с зонтиками и различные цветы.

Вся мебель должна быть низкой. Существуют также ширмы, которые можно использовать для разделения части пространства. Их можно легко сложить и передвинуть при необходимости.

Архитектура и сады

Европейское понимание дизайна садов в Китае и Восточной Азии иллюстрируется использованием слова Sharawadgi, понимаемого как красота, без порядка, который принимает форму эстетически приятной неровности ландшафтного дизайна. Слово распространилось вместе с импортной лаковой посудой из Японии, где шарааджи был идиомой при оценке дизайна в декоративном искусстве. Сэр Уильям Темпл (1628–1699), имея в виду такие произведения искусства, вводит термин шаравадги в его эссе «О садах Эпикура», написанное в 1685 году и опубликованное в 1690 году. Под влиянием Храма европейские садоводы и ландшафтные дизайнеры использовали концепцию шаравадги для создания садов, которые, как считалось, отражали асимметрию и натурализм, присутствующие в садах Востока.

Эти сады часто содержат различные ароматные растения, цветы и деревья, декоративные камни, пруды или озера с рыбами и извилистые тропинки. Часто их ограждают стеной. Архитектурные особенности этих садов часто включают пагоды, церемониальные залы, используемые для торжеств или праздников, павильоны с цветами и сезонными элементами.

Пейзажи, такие как лондонские Сады Кью, демонстрируют явное влияние Китая на архитектуру. Монументальная пагода высотой 163 фута в центре сада, спроектированная и построенная Уильямом Чемберсом, демонстрирует сильные английские архитектурные элементы, в результате чего возникло сочетание культур (Bald, 290). Его точная копия была построена в Мюнхене в Englischer Garten, а китайский сад Ораниенбаума включает еще одну пагоду, а также китайскую чайхану. Хотя рост более серьезного подхода в неоклассицизме с 1770-х годов имел тенденцию заменять вдохновленный восточными дизайн, в период расцвета «греческой» обстановки эпохи Регентства принц-регент сошел с ума. дело Брайтонский павильон и Вустерская фарфоровая мануфактура Чемберлена имитировали изделия «Имари ». В то время как классические стили преобладали в парадных залах, высококлассных домах, от Бадминтон-хаус (где «Китайская спальня» была оформлена Уильямом и Джоном Линнеллами, около 1754 г.) и Ностеллом. Приорат – Casa Loma в Торонто, иногда целая комната для гостей, оформленная в стиле шинуазри, с кроватью в китайском стиле, обоями в тематике феникса и Китай. Позже экзотика добавилась к воображаемой турецкой тематике, где «диван» превратился в диван.

Отделка в стиле шинуазри

В современных домах совсем необязательно воплощать дизайн шинуазри в точности, как это делали несколько веков назад. Достаточно внести несколько главных мотивов в интерьер.

Раньше стены оформляли дорогостоящими шелковыми и расписными обоями, сейчас можно заменить их обычными бесшовными полотнами с характерными для Китая рисунками.

На потолке отлично смотрятся натяжные конструкции: однотонные или с восточными мотивами. Также возможна отделка деревом или покраска с красивой лепниной. Для пола отлично подойдет дерево и плитка: покрытия обязательно укутывает большой ковер в духе Поднебесной.

Спальня в стиле шинуазри

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий