История возникновения искусства сукаси
Урбанизация Японии в средние века привела к тому, что люди обремененные властью и излишками бабла (в тамошнем случае риса) поняли, что полный отрыв от природы — не вариант. Уж больно скучно и тоскливо в урбанистическом мире. Человек — такая зверушка, которой хорошо рядом с деревьями, кусточками и травками. Но, для тех, кто поднялся над миром хижин и нищеты, уход обратно в хижины среди дикой природы не приемлем. Пришлось тащить за собой часть природы в города. Вошли в моду «убежища отшельника посреди города». У среднего класса — крошечные садики у дома, у элит — сады покрупнее.
Инстаграм — Niwataka28
В эпоху Хэйан (794 — 1185 года) сады располагались при замках, на территории вилл или городских усадеб. Земля была дорогая, поэтому, как и в китайском садовом искусстве ценились «заимствованные пейзажи», когда дальний план — что-то красивое вне замлевладения (эффектные деревья на участке соседа, вид на горы, храм и т.п.). Что бы иметь возможность наслаждаться видом на что-то красивое, но чужое, приходилось ограничивать рост деревьев на своем участке и/или делать их кроны проницаемыми для взгляда.
Обзорный вид из дома или чайного домика был одним из самых важных показателей ценности сада. Да и сейчас — то же самое. Описана беседа между императором Сиракава, правившим в конце этой эпохи, и мастером садов Татибана-но Тосицуна (1028—1094 гг). Когда император спросил, где находятся самые интересные сады, Тосицуна назвал три места, обосновав свой выбор именно красотой обзорного вида. А красота обзорного вида зависит не только от особенностей ландшафта и видового состава растений, но и от визуальной глубины. А визуальной глубины без прореживающей обрезки не получить.
Особенностью японских садов является работа его создателей над точной выверенностью как общей композиции, так и гармоничного единства отдельных элементов. При этом ландшафтный архитектор работает над тем, что бы сад гармонично смотрелся не только с основных смотровых точек, но и в движении, при прохождении по тропинкам. Причем картинка должна быть хороша при болтании по тропинкам в обеих направлениях. Европейская школа ландшафтного строительства до этого уровня не дотягивает, а российской вообще не существует.
Инстаграм — Niwataka28
При таком замороченном подходе к созданию японского сада понатыкать выпуклости, впуклости, водоемы, камни и флору в нужные места — мало. Ландшафтный архитектор сделал сад, положил в карман деньги и свалил к другому заказчику. А флора склонна расти, причем быстро. Год-два и нечто красивое может превратиться в монотонную и плотную зеленую массу старающуюся выдавить владельца сада из того во что он вломил лучу праведно и неправедно заработанных средств. Приходится постоянно следить за формой крон деревьев и кустарников, что бы со временем не навернулась общая концепция сада и его ценность и значимость.
Японское искусство сукаси заключается в том, что создатели сада и садовники его обслуживающие понимают, как, зачем и когда нужно удалять отдельные части растений
Принимая во внимание условия видимости в саду, ландшафт, точки обзора сада, генетически запрограммированные особенности роста разных видов и сортов деревьев и кустарников, плотность листвы, насыщенность зелени, ее оттенки в разные времена года. Японская присказка: «четыре части – посадка, шесть частей – уход» родилась не на пустом месте
Инстаграм: Niwashoku
Искусство сукаси не статично. Русскоязычные и англоязычные авторы считают, что с течением времени возникло несколько школ обрезки. Что логично, учитывая различия в климатических особенностях разных регионов Японии и неравномерное распределение денег у владельцев садов, которые они могут спустить на обслуживание растений. Так Зайцев А. Б. пишет, что в императорских дворцах применялся характерный высокий стиль, называемый «госё сукаси». Также им упоминаются «матия сукаси» (обрезка деревьев в маленьких пространствах внутри жилых кварталов); «тэра сукаси» (в храмовых садах) и «родзи сукаси». Для садов включающих в себя хвойные и листопадные растения, применялся метод «нодзукаси», учитывающий различия в их темпах роста.
Инстаграм — Niwataka28
Я скептически отношусь к писанине теоретиков. Эти диванные романтики очарованные восточной экзотикой бесконечно далеки от реальной жизни. Считаю, что никаких стилей прореживания в прошлом не было. Что подтверждает ситуация с терминологией в XX и XXI веках. Также непонятно, почему никто не пишет о том, что прозрачность сада имела военно-оборонительное значение и сквозь разреженные кусты и деревья легче наблюдать голых девок. Мылись-то тогда по большей части на улице…
Резьба по дереву и мебель: как это делается?
Современные технологии резьбы по дереву существенно отличаются от тех, что использовались нашими предками.
И именно благодаря наличию автоматизированного оборудования, резная мебель из дерева «спустилась» из премиум-сегмента в средний. Если раньше созданные вручную предметы мог позволить себе лишь ограниченный круг покупателей, но сейчас это направление во многом даёт возможность расширить аудиторию.
Об этом свидетельствуют и объявления на платформах типа «Ярмарки мастеров», где отечественные умельцы предлагают плоды своих стараний: за детские стулья, выполненные из массива дерева и украшенные резными спинками, ремесленники просят от 4,5 тыс. рублей, а журнальный столик, основание которого выполнено в технике объёмной резьбы, предлагают купить за неполных 18 тыс. рублей. Словом, резная деревянная мебель вполне может укладываться в средние цены.
Такие модели изготавливают на специальном оборудовании. Что интересно, под словосочетанием «станки для резьбы по дереву» в настоящее время подразумеваются как так называемые ручные, компактные устройства, которыми оператор управляет вручную, так и статичные — настольные фрезеры либо станки с ЧПУ, способные в течение долгого времени работать без вмешательства пользователя.
Ручные фрезерные устройства, в свою очередь, бывают погружными и кромочными. С помощью первых фрезу можно опускать в материал вертикально, чтобы таким образом уже перемещать по нужной траекторию, а вторые используют для обработки кромок доски или краёв углублений. Друг от друга ручной инструмент отличается по мощности: чем больше показатель, тем более крупную мебель можно изготавливать с помощью такого устройства.
Для профессионального создания сложных композиций используют оборудование с ЧПУ – фрезерно-гравировальные и фрезерно-копировальные станки. Первые позволяют выполнять резьбу и гравировку по дереву, вторые создают точные копии заданной детали.
Кроме того, в создании деревянной резной мебели используются и лазеры. Лазерные станки позволяют резать или гравировать дерево без образования опилок, не нуждаются в заточке и почти не шумят, однако их лучи оставляют на дереве термический след, а заготовки для работы должны быть небольшими.
Читать также: «Лазерный станок: в чем его преимущества?»
При этом, несмотря на то, что времена, когда человечеству приходилось выполнять руками все виды работ, остались давно позади, резная мебель из дерева всё ещё часто изготавливается вручную. А также на заказ и в единственном экземпляре.
Это неминуемо отражается на стоимости изделий. Впрочем, зачастую и интерьеры, для которых потребители ищут такую рукотворную уникальную мебель, в основном относятся к категории роскошных.
Искусство резьбы по дереву: тогда и сейчас
Дерево — материал универсальный и распространённый, а потому нет ничего удивительного в том, что резьбой по нему занимались практически во всех уголках мира, и это нашло выражение в мебельных традициях разных культур.
Так, например, персидские народы декорировали свою мебель резными изображениями животных, в том числе мифологических, в Австралии предпочитали вырезать на дереве спирали и линии, а также другие фигуры, а греки создали «меандр», беспрерывный геометрический узор, который использовали среди прочего и в изделиях из дерева.
Фото: pexels.com
Новые направления в резьбе по дереву появлялись не только в древние времена. На протяжении примерно полутора веков существует, к примеру, искусство боснийской резьбы — рисунок, напоминающий рыбью чешую, наносится на дерево специальными предметами.
Не так давно одна из боснийских дизайн-студий, кстати, начала активно интегрировать традиционное ремесло в мебельную промышленность: команда Zanat совместно с приглашёнными дизайнерами раз за разом создаёт стулья, табуреты, зеркала и прочие предметы интерьера с национальными резными мотивами.
Для России резьба по дереву — тоже ремесло национальное. В далёком прошлом по узорам и мотивам можно было узнать о месте рождения и проживания мастера. Ремесленники, сохраняющие старинные традиции, встречаются и сейчас — точно так же, как и современные дизайнеры, пытающиеся перенести традиционную художественную резьбу по дереву в домашний декор.
Год назад, например, российский бренд «Дизайн и ремесло» продемонстрировал целую коллекцию резных зеркал.
Фото: «Дизайн и ремесло»
Источником вдохновения для рам этих зеркал стали прялки Вологодской и Архангельской областей, а орнамент создали на основе традиционных славянских символов.
Однако резная мебель из дерева не всегда несёт на себе следы культурной идентичности. Она может быть и абстрактной.
Именно такие табуреты в конце минувшего мая представил немецкий бренд OUT: их форма больше напоминает скульптуры из камня.
Буцудзэнсики (仏前式) — свадьба в буддийском стиле
Во время этой свадьбы пара обменивается свадебными клятвами перед буддийским священником. В отличие от христианской свадьбы, такую церемонию могут провести только буддистские пары. Из-за этого данный тип свадеб не особо популярен: влияние буддизма в Японии как религии в современном мире становится всё меньше.
Церемонию проводят в буддийском храме или дома. Обычно брачующиеся надевают кимоно, но в последнее время некоторые люди выбирают свадебное платье.
На этом фото можно заметить, что жених носит буддийское одеяние, а невеста – западное свадебное платье
Во время церемонии священник дает жениху чётки с белой кисточкой и с красной – невесте. Чётки берут в левую руку и после накрывают их правой. После этого священник проводит обряд очищения жениха и невесты ладаном. Точно так же, как и в синтоистской свадьбе, пара обменивает чашками саке, а в конце священник произносит свадебную речь, поздравляя жениха и невесту.
Древняя история бонсай
Цель бонсай — вызвать размышления у зрителя и изобретательность у производителя. Оно происходит от древней китайской традиции пенцзин , или пензай . В 6 веке японские имперские и буддийские студенты посетили Китай и начали привозить товары, в том числе контейнеры, наполненные растениями. Японский дзен-буддизм изменил эти контейнеры, убрав дополнительные статуэтки и предметы, которые не были необходимы для его минималистских учений.
Примерно в 14 веке выращивание деревьев бонсай стало входить в массовую культуру. В 1383 году в пьесе, написанной Дзэами Мотокиё, был изображен бедный самурай, который сжег свой последний оставшийся бонсай, чтобы отогреть странствующего монаха. Он быстро завоевал популярность, а остальные стали историей.
Искусство бонсай настолько хорошо сохраняется и лелеется, что самому старому живому дереву бонсай, считающемуся национальным достоянием Японии и в настоящее время находящемуся в коллекции Императорского дворца в Токио, более 500 лет!
После Второй мировой войны культура и идеи Японии стали более доступными, и поэтому данное искусство становилось все более популярным в мире. В настоящее время существует более 1200 книг о бонсай на более чем 26 языках и в 90 странах. Впрочем, нетрудно понять, почему. Прогуливаясь вокруг дерева и глядя на то, как тщательно выращена каждая сосновая иголка или ветка, чувствуешь себя так же, как стоишь в благоговении и проверяешь каждое пятнышко краски на классической картине.
Несколько советов от профессиональных резчиков
Инструмент
В своей работе современные резчики нередко используют не только механический инструмент (стамески, различные ножи, уголки и царазики, клюкарзы, топор, киянки, рашпили, скобели и т.д.); но и электрический (электростамески с различными насадками, лобзики) — многие приспособления имеются в продаже уже в комплекте. Однако готовые могут иметь неправильный угол заточки, поэтому если вы решите заниматься этим ремеслом всерьез, профи советуют заказывать инструмент из качественной стали только у специалиста.
Для тех, кого интересует занятие ажурной резьбой рекомендуется приобрести универсальный инструмент декоратора — дремель.
С чего начать? Купите деревянную заготовку (их всегда много в магазинах для творчества). Вам определенно понадобится и увлажнитель воздуха, ведь для сохранности резьбы необходимо поддерживать оптимальный уровень влажности.
Древесные породы и свойства
Липа — с ней работать очень легко, поэтому она подходит новичкам.
Береза — отличное сырье: имеет четкий, выраженный рельеф. Удачным будет выбор для создания красивого накладного декора или стильных сувениров.
Дуб — известен своей долговечностью и твердостью, его используют для создания массивных панно, а вот резная деревянная мебель не только красива, но и долговечна. Дерево крутых профи!
Орех — обладает очень твердой древесиной, при этом хорошо обрабатывается и полируется. Идет на самые разные изделия: от мебели до аксессуаров.
Груша — хороша тем, что редко коробится и не растрескивается. Из нее создают высокохудожественные элементы декора, предметы интерьера и подарки.
Сосна, тис, ель, кедр — из этих хвойных пород режут декоративные наличники и карнизы, а так же скульптуру.
Ольха — обладая прекрасным колером, она часто используется в качестве заменителя более ценных пород.
Обратите внимание на сроки заготовки вашей древесины: наиболее удачным считается сезон осень-зима, благодаря замедлению сокодвижения последующая сушка изделия не принесет хлопот. Совет: если при сушке изделия все же возникают трещины, то лучший способ с ними справиться — вклейка кусочка такой же древесины. А вот если это небольшие трещинки, то — замазка вам в помощь: столярный клей, соединенный с деревянными опилками
А вот если это небольшие трещинки, то — замазка вам в помощь: столярный клей, соединенный с деревянными опилками
Совет: если при сушке изделия все же возникают трещины, то лучший способ с ними справиться — вклейка кусочка такой же древесины. А вот если это небольшие трещинки, то — замазка вам в помощь: столярный клей, соединенный с деревянными опилками.
Своими руками: табурет с плетеным сидением — оригинальный и простой в исполнении предмет интерьера.
Нам понадобятся: деревянные ножки и рама для сидения — основа будущего табурета; шнур (веревка из натуральных или синтетических волокон) около 20м; мебельные гвозди; молоток; струбцина; ножницы; шило; краска или морилка.
Обработайте деревянную конструкцию морилкой, лаком или краской.
Кончик шнура зафиксируйте под рамой при помощи мебельного гвоздя и начинайте наматывать его в выбранном направлении: на противоположные друг другу рейки рамы, довольно плотно.
После 5-6 витков зафиксировать шнур струбциной и повторять до конца.
Второй моток шнура (идея: использовать контрастный по цвету) зафиксируйте гвоздем на одной из двух оставшихся сторонах рамы и начинайте протягивать сквозь натянутые витки: плетение по типу «корзиночного», чередуя ряды. Не забывайте закреплять шнур мебельными гвоздями после 5-6 «ходов».
Натяжение шнура постепенно увеличится и удобно будет использовать шило.
Закрепите шнур внизу рамы. Ваш табурет готов.
И последнее, для расширения своего творческого кругозора и вдохновения чаще посещайте музеи и выставки, бывайте на природных ландшафтах, и конечно, не забывайте про специализированные сайты.
Например, в коллекции Эрмитажа есть экспонат, обнаруженный на одном городище: резная ложка с рукояткой в форме птичьей головы, датированная ΙΙΙ в. до н.э.
Новое искусство Ренессанса сохраняя прежние традиции (известные сюжеты, библейские или мифологические персонажи, бытовые сценки, характерные для любой эпохи), наполняет их при этом иным содержанием, центр и смысл которого — человек: во всем величии или низменности его натуры.
Современные археологи относят Лапитос к колониальному поселению лакониан (уроженцев Лаконии), выстроенному после Троянской войны (ок. 1000 до н.э.), «авторство проекта» приписывается Праксандру, первому местному царю.
Литература
- 森忠文: 京都御苑小史「造園の歴史と文化」: 養賢社, 344-345
- 今江秀史 (2001): 植栽樹木を主体とした庭園の維持管理における言語活動に関する研究: ランドスケープ研究64 (5), 423pp
- 岡崎文彬 (1976): 造園辞典: 養賢堂
- 上原敬二 (1978): 造園大辞典: 加島書店
- 中村一・尼崎博正 (2000): 風景をつくる: 昭和堂, 340pp
- 吉永義信. わが国の中世における刈込について //造園雑誌. – 1952. – Т. 16. – №. 1. – С. 19-22.
- 今江秀史. 「御所透かし」・「寺透かし」・「町家透かし」 という呼称に関する基礎的考察 //ランドスケープ研究. – 2001. – Т. 65. – №. 5. – С. 447-450
- Muderrisoglu, H., E. Eroglu, S. Ozkan and K. Ak. 2006. Visual perception of tree forms. Building and Environment, 41: 796-806
- Mohamed Elsadek, Minkai Sun. Brain activity and Emotional Responses of the Japanese People Toward Trees Pruned using Sukashi Technique. Journal of Food Agriculture and Environment 6(3). 2013
- Зайцев А.Б. Путь «росистой земли». 2019
- Edzard Teubert. Replacing Kuromatsu. The North American Japanese Garden Association (NAJGA). 2021
- Edward F. Gilman. Midoritsumi and momiage — pruning pines. 2018
- Edward F. Gilman. Pine pruning — sukashi, niban me, ha mushiri, mekiri, mitsubushi. 2022
Предприятие «Aristokratt», г.Киров-48, а/я 1484, тел/факс (8332) 644-632, 526-388, e-mail: aristokratt@mail.ru.
Так же на счету множество других резных шедевров. Один из таких шедевров, находится в провинции Сельвонез во Франции, и благодаря этому шедевру мастер получил широкую известность и репутацию уникального мастера. По заказу из Франции создавалась на Вятке часовня без единого гвоздя. Рубили сосну в Кировской области весной в марте, работа была очень трудоемкая и кропотливая. Приехавшие на просмотр французы были в восторге – это была не просто часовня. А храм с колокольней на 600 человек высотой почти 15 метров. Так же умельцы плотники по бревнышку все разобрали и собрали уже во Франции.
Всего около десяти мастеров – столяры, резчики и позолотчики, сегодня трудятся у Коснырева. Среди них и бывшие плотники, столяры, электрики и просто самоучки. Мастера изготавливают не только церковную утварь и убранство, но и деревянную мебель под заказ – резные перила, столешницы и дубовые тумбы, и многое другое. Изготовить можно все что угодно.
Коснырев имеет и награды, самые значительные наградные грамоты с вручением медалей от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Контакты Предприятие «Aristokratt:
И до сих пор в некоторых православных храмах Вятки сохранились старинные русские резные иконостасы, которые сегодня по праву считаются памятниками монументально-прикладного искусства. Храмы, воздвигнутые на Вятской земле в конце XVII века, обязательно имели высокий резной иконостас, выполненный мастерами в соответствии с древней русской традицией. Многие русские иконостасы в то время выполнялись в стиле московского барокко. В настоящее время увидеть воочию подлинный монументальный памятник древнерусского декоративно-прикладного искусства можно в Успенском кафедральном соборе города Кирова. Выполнен этот удивительно красивый позолоченный иконостас в пять ярусов, он отличается высоким мастерским исполнением и является редким образцом так называемой флемской резьбы. Характерной особенностью Успенского иконостаса является интенсивное нарастание узорных форм к центру и по направлению к верхним ярусам.
С приходом архитектурного классицизма в начале XIX века наметилась тенденция использования мотива триумфальной арки. С тех пор, большинство иконостасов в храмах Вятки стали изготавливаться с арочной дугой. В отличие от иконописцев или зодчих, работа мастеров резьбы по дереву всегда оставалась несколько в тени. Мастера, работавшие над созданием иконостаса, выполняли эту работу по своему собственному проекту с воплощением индивидуального видения будущего иконостаса.
После того, как на смену строгому классическому стилю приходит эклектический романтизм, постепенно видоизменяются интерьеры храмов на Вятской земле. С этого времени начинают сооружать более пышные и роскошные иконостасы, они становятся более легкими и ажурными. Неизменным оставалось лишь одно — добротно выполненная и качественная работа вятских мастеров. Внимательно присмотревшись к вятским иконостасам, нетрудно заметить, что работа, проделанная умельцами резьбы по дереву, была невероятно сложной. Об этом свидетельствуют замысловатые и причудливые резные формы, в которых воплотились народные представления, давшие начало мотивам дымковской игрушки и знаменитых кукарских кружев.
Был известен на Руси и еще один вид резьбы по дереву — прорезная или, как еще ее называли, пропильная резьба. Некоторые называют эту резьбу кружевной за ее внешнее сходство с кружевами. Все основные элементы изделий выпиливаются или прорезаются лобзиком или пилой. Создаваемые мастерами орнаменты, могли быть зубчатыми или ступенчатыми, они украшали наличники и фронтоны домов, а также двери, лестничные перила и карнизы крылечек. Традиционная русская деревенская изба была не только практична и уютна, но еще и необычайно красива и самобытна. Декор домов носил ярко выраженную символику, которая, как правило, выполняла функцию оберега. Ажурные резные наличники не только украшали бревенчатый крестьянский дом, но и закрывали ненужные щели и, таким образом, сохраняли тепло внутри жилого помещения.
Особенно прославились на Вятской земле некоторые мастера резьбы по дереву. Среди них Геннадий Яковлевич Лопатин, резьба которого украсила многие музеи города Кирова, в частности музей писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, для которого мастер изготовил ворота, колодец и качели. А для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова его резьбой украшена знаменитая хохряковская беседка. Работы вятских мастеров резьбы по дереву были представлены и во многих других городах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Калуге, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и других городах.
Синдзэнсики (神前式) — свадьба в синтоистском стиле
Традиционная свадьба, которую до сих проводят многие пары. Церемония проходит в синтоистском святилище. Конечно, количество мест ограничено, однако свои святилища есть и у отелей и свадебных холлов. Время ожидания зависит от того, как популярно определённое место и как много свадеб там планируют. Порой своей очереди можно ждать целый год.
Свадьба в синтоистском стиле — это приватная свадьба, на церемонию могут прийти только члены семьи.
Этапы свадьбы:
— Сансин (参進): пара идёт к святилищу, ведомая синтоистским священником и служительницей мико (巫女). Их сопровождают музыканты, исполняющие древнюю придворную музыку гагаку (雅楽).
— Тоёсака-но маи (豊栄舞): также называется отомэ-но маи (乙女舞). Танцовщица исполняет танец, держа в руках сезонные цветы или ветви 榊 сакаки (клейера японская). Этот танец выказывает уважение духам, защищающим людей.
— Санкон-но ги (三献の儀), обычно называемая сансанкудо (三三九度). Поначалу эту церемонию проводили в самурайских семьях, а потом она распространилась и на другие слои населения. Её смысл заключается в создании крепких уз между новобрачными. Причина, почему эта церемония называется сансанкудо (буквально «три и три девять раз»), в том, что пара должна выпить три чаши саке. Каждая чашка должна быть разделена между супругами трижды. Первую чашу пьёт жених, потом из неё пьёт невеста, затем снова жених. Вторую чашу начинает и заканчивает распивать невеста. Третью снова пьёт жених. В итоге вместе пара пьёт сакэ девять раз.
— Сэйсисёдзё (誓詞奏上): пара произносит клятву перед священником.
— Тамагуси хайрэй (玉串拝礼): брачующиеся преподносят богу священное растение сакаки.
— Обмен кольцами
— Синдзоку-хаи (親族杯): семьи новобрачных обмениваются чашами саке, празднуя появление новой семьи.
— Таигэ (退下): свадебная церемония окончена. Все покидают святилище.
Мужчины надевают традиционный костюм, состоящий из хаори и хакама.
Кимоно, которое носит невеста, называется 白無垢 сиромуку. «Сиро» означает «белый», а «муку» – «чистота». Точно так же, как и белые платья европейских невест, это одеяние является символом девственности. Большая белая шапка невесты называется 綿帽子 ватабоси. Этот головной убор скрывает 文金高島田 бункин-такасимада — специальную и очень высокую причёску для свадьбы. Эта традиция произошла от старых обычаев, согласно которым невеста не должна была показывать своё лицо никому, кроме жениха.
Невеста может также носить 引き振り袖 хики фурисодэ или 打掛 утикакэ в качестве свадебного наряда. Это традиционное кимоно с длинными рукавами, украшенное великолепными узорами. Самые распространённые цвета кимоно – чёрный, красный и белый.
Невеста в цунокакуси
При этом оба вида кимоно можно комбинировать с ватабоси, но в последнее время с ними принято надевать 角隠し цунокакуси. Это слово состоит из двух иероглифов: «рога» и «покрывать». Считается, что данный головной убор скрывает так называемые «рожки ревности» на голове невесты. Его символическое значение – сокрытие собственных недостатков и повиновение мужу.
Цунокакуси и ватабоси
Бонсай в Японии сегодня
Для тех, кто хочет взглянуть на эти тщательно созданные творения, совершите экскурсию по первой в Японии публичной деревне бонсай Омия в Сайтаме. В настоящее время есть пять садов, некоторые из которых работают с 1800-х годов, а также музей. В Токио есть сад Шунка-эн, которым управляет мастер Кунио Кобаяши.
Каждый год Япония проводит свою первую выставку Kokufu Bonsai, где профессионалы представляют свои самые красивые работы для всех желающих. С 3 по 5 мая в Омии проходит фестиваль бонсай. Приходите на непринужденную прогулку и насладитесь видами и звуками выставок и здесь вы найдете более 120 магазинов, торгующих деревьями и другими товарами.
Деревья бонсай — это взгляд на глубокую и яркую сторону Японии, которая уходит далеко в прошлое, за пределы сферы современного общества. Ваби-саби можно найти в деревьях, а также в икебане (цветочная композиция), оригами и садо (чайная церемония). Для тех, кто хочет увидеть искусство бонсай в Японии, это действительно отличный способ получить более полное представление о японском обществе.
Гэта, дзори, тяван и хаси
Эти странные названия относятся к традиционной японской обуви на деревянной подошве и столовыми предметами. Их изготовлением занимаются в районах, богатых лесом, таких как Никко и Кисо. В магазинах, расположенных вдоль улиц старинных городков Нараи, Цугамо и Магомэ, продают разнообразные изделия из дерева.
Гэта – сандалии прямоугольной формы со скруглёнными углами, на двух «каблуках» (брусках). На ногах гэта держатся за счёт мягкого крепления между большим и вторым пальцами. Изначально, гэта распространились в Японии из Китая. Монахи и простые люди носили обычные гэта, а аристократы, особенно женщины, заказывали гэта с парчой, рисунками и колокольчиками. Гэта были особенно полезны в дождливую погоду. В настоящее время гэта мало кто носит в повседневной жизни, но их можно увидеть в традиционных действах – на фестивалях, например.
Дзори – тоже сандалии, отличающиеся от гэта только тем, что их подошва – плоская, без подставок. Дзори носят с традиционным кимоно или летом с юкатой (лёгкое кимоно).
Тяван – пиала для чая или риса, подаваемого почти к каждому блюду (как у нас – хлеб). Хаси – палочки для еды. Пара палочек является основным столовым прибором в Японии. Из дерева также делают ложки и небольшие вилочки.
В Никко традиции резьбы по дереву сохраняются в течение многих веков. Там находится Центр резьбы по дереву Nikko Woodcarving Center, в котором можно увидеть процесс изготовления изделий из дерева и приобрести сувениры.
Кумико, или кумико-дзайку
Кумико является декоративно-прикладным искусством создания предметов интерьера из деревянных реек: ширм и перегородок, мебели, декоративных панно, светильников и других изделий.
Предполагают, что техника кумико появилась в 7-8 веках, в период Асука, и вплоть до 19 века вещи, сделанные в этой технике, были доступны лишь самым богатым и привилегированным людям. Для изготовления базовой решётки используют мягкую древесину хвойных деревьев, таких как сосна, кедр, а также кипарис. Затем, в пустоты вставляются мелкие элементы, которые создают геометрический узор. Для узора берётся равномерно окрашенная древесина разных цветов. Элементы изделия скрепляют без применения клея или любого другого крепежа. Главное в этом деле – точнейший расчёт. Вся работа проходит вручную, поэтому даже небольшая по размеру решетка стоит мастеру кумико многих часов кропотливого труда.
Казалось бы абстрактные геометрические узоры на самом деле являются условным изображением природных мотивов, в частности, цветков. А цветы и растения, как известно, имеют традиционные символические значения. Некоторые узоры встречаются чаще: асаноха (лист конопли), сэйкайха (волны моря) и сакура.
Прекрасные образцы изделий в технике кумико можно увидеть на сайте.
Изготовление традиционных стульев
«Тцаэрас» — на Кипре так называют мастера, изготавливающего стулья («тцаэрес» или более широко «кареклес»). Конструкция стульев в городском стиле заметно отличалась от тех, которыми пользовались в сельских районах острова.
Теперь об этом более подробно. В городах у обеих общин киприотов до недавнего прошлого были невероятно популярны стулья ручной работы двух видов: детали конструкции одного обтачивались круглой формы, а другого — прямоугольной. Используемая древесина: кипарис, дуб, платан, шелковица и т.д.
Сиденье стульев делалось путем обвязки верхней части конструкции (плетения) веревкой из натуральных волокон, также свитой местными мастерами.
Геометрические узоры для украшения некоторых «моделей» наносились инструментами для резьбы по дереву.
Раньше мастерам приходилось буквально исхаживать все местные леса и рощи прежде чем на их глаза попадалось подходящее дерево, которое срубали и оставляли на месте на несколько месяцев, чтобы оно как следует подсохло, и затем начинали работу.
Мастера «по стульям» познают профессию, как правило, с детства: мальчики и подростки помогают отцам и профессиональным мастерам, плетя веревки («флуди») для плетения сидений и иногда спинок будущих традиционных стульев.
Для веревок используют волокна камыша: плотность шнура зависит от способа скручивания — скручивая меж ладоней, получают тонкий; а работая большим и указательным пальцами — изготавливают более толстую веревку. Плотные веревки использовали в работе с более крупными деревянными изделиями для достижения наибольшей плотности и прочности.
Если раньше эти работы выполнялись во многих деревнях острова, то сегодня кручение веревок производят на заказ в основном на Акротири, рассылая мотки в пачках мастерам — изготовителям кипрских стульев.
Такие стулья в прошлом можно было встретить повсюду: в домах, в кафенио и в тавернах; многие ремесленники, работая в своих мастерских и принимая клиентов, также пользовались прочными, иногда украшенными резными узорами стульями с плетеными сидениями.
Удобство таких сидений обуславливается природным происхождением материалов, формой сидения и тем, что веревочное плетение хорошо пропускает воздух.
–
Кстати говоря про стулья, я вспомнила, как мой свекор — в прошлом также профессиональный плотник и краснодеревщик, несколько подобных стульев заказывал у наилучшего местного мастера, занимая длинную очередь…
Стоили они недешево, однако иметь их в своем доме считалось необходимым и престижным.
Недавно, побывав в гостях у свекрови, обратила внимание, что все старые ныне стулья, около 40 лет тому назад приобретенные ее мужем, до сих пор отличаются крепостью и хорошим внешним видом, несмотря на большую востребованность за все прошедшие годы. У всех имеются вырезанные метки — инициалы заказчика.
значит, бизнес шел очень хорошо, и клиентов было много.
Особенность ремесла: издавна стулья изготавливались без гвоздей: все подогнанные детали крепились деревянными колышками. Основным материалом для них был местный пандемик — ольхолистный дуб, произрастающий на вулканических породах Троодоса.
Нынешние мастера (а их сегодня немного) говорят: плетеные поверхности стульев имеют 4 зоны: у них различается вид плетения… для достижения наиболее комфортных ощущений при сидении.
Тем, кто заинтересовался в приобретении таких стульев для себя, подсказываем контакты и адрес:
В завершении нашей статьи обратимся к (ставшему с недавних пор любимому) «пунктику»: что делать, если вам захотелось попробовать свои силы в ремесле.
Итак, сегодня мы узнаем чуть больше про работы по дереву, а также про веревочное плетение и изготовление оригинальных табуретов.
Что ж, дерево, как самый доступный материал практически во всем мире, позволяющий мастеру добиться значительной искусности и необходимого результата как при изготовлении утилитарных вещей и предметов, так и в художественной резьбе, призванной украсить интерьер, — уже долгое время привлекает к себе внимание и не выходит из обихода
Какие технологии подходят для новичков
Искусство и эстетика
Деревья начинают свою жизнь с исходного материала, растения, которое садовод стремится превратить в произведение. Семена редко используются, потому что это заняло бы слишком много времени, и поэтому, чтобы сохранить разумность, создатели обычно размножают вегетативным способом, отрезая кусок от дерева, которое они хотели бы использовать. Это также помогает придать деревьям бонсай их старый и обветренный вид. С этого момента, в процессе обрезки, прокладки и зажима ветвей, а также прививки нового материала, художники формируют свою работу.
Что интересно в искусстве, так это то, что эти деревья символизируют многие культурные особенности Японии. Если вы интересуетесь японской культурой, языком, едой и фестивалями, вы сможете увидеть, что такое Япония; но эти деревья транслируют более глубокие мысли влияния дзен-буддизма и ваби-саби (侘寂).
Ваби-саби — интересная концепция. Сами японцы объясняют это неким всеобъемлющим смыслом в японском искусстве, подчеркивающим спокойную простоту и сдержанную утонченность. Это очень красивый взгляд на японский менталитет. Ваби-саби проявляется в гончарном деле, искусстве, инструментах и даже в разговорах.
По мере того, как дерево растет, мастера стремятся придать ему зрелый вид, сохраняя при этом миниатюрность дерева, следя за пропорциями, чтобы имитировать полностью взрослое дерево, асимметрией, поскольку эстетика данного искусства не поощряет симметрию, стараясь не оставить следов художника.