Своеобразная платформа из керамической посуды от Yusuke Seki

Особенности глазури и содержание вредных компонентов

Керамическая столовая посуда покрывается глазурью. Я здесь не буду разбирать варианты составов и технологии, а лишь отмечу, что в глазури и красках могут содержаться вредные вещества. Скажем, очень долгое время при изготовлении глазури для посуды использовались соединения свинца. О содержании свинца в посуде я уже опубликовал подробную статью, и рекомендую с ней ознакомиться в том случае, если у вас есть старая посуда (> 40 лет), если вы собираетесь покупать старую посуду или посуду ручной работы от небольших производителей.

Несмотря на то, что современная посуда в целом безопаснее старой, некоторые мастера до сих пор применяют достаточно вредную глазурь и вредные краски. При регулярном использовании такой посуды это иногда приводит к тяжёлым последствиям – например, к отравлению свинцом (подробнее см. упомянутую выше статью). Современная керамическая посуда от подавляющего большинства крупных европейских и американских производителей безопасна и подходит для ежедневного использования. С керамической посудой от маленьких фирм (особенно из развивающихся стран), а также с антикварной или глубоко винтажной посудой могут быть проблемы. Если вы не уверены в том, безопасна ли она, и не можете получить соответствующую информацию, используйте её лишь для декоративных целей или используйте редко (и не давайте её детям). Ещё один вариант – регулярное использование, например, в качестве тарелочки для косточек из рыбы, оливок, винограда и т.д., в качестве миски для конфет или печенья в обёртках и т. п.

Антикварная чашка Schumann Bavaria, Made in Germany (этот бренд уже не существует)

Для полноты картины добавлю, что некоторые старые тарелки, чашки и тому подобные вещи содержат уран и являются радиоактивными. Подробнее об этом читайте в отдельной статье; тут я лишь отмечу, что посуда со значительной радиоактивностью – это всё-таки очень большая редкость.

Радиоактивная миска Fiesta Red (винтаж), США

О том, как ухаживать за винтажной и антикварной посудой, читайте здесь.

Новогодняя игрушка

На дно крышки приклеивается суперклеем детская игрушка (можно что-нибудь позаимствовать из коллекции Киндер Сюрприза или смастерить самостоятельно целый ландшафт с миниатюрным домиком), желательно на зимнюю тематику. В банку засыпается горсть мелко нарезанной фольги и до краев заливается консервационной смесью из предыдущего примера. Банка плотно закрывается крышкой с приклеенной игрушкой. Проверьте заранее, чтобы габариты игрушки позволяли ей беспрепятственно уместиться в банке. Теперь можно встряхнуть и перевернуть банку и наслаждаться причудливым снегопадом, медленно покрывающим игрушку.

Кухонный органайзер из эмалированных кружек

Лампадка из лампочки на подставочке из металлического прута

История японского фарфора

Сначала китайским секретом производства фарфора овладели корейцы. Они же  открыли в Японии первые мастерские, в которых изготовляли фарфор.

В течение всего 14 века в Японии готовили технологическую основу для производства фарфора. Япония часто вела сражения за новые территории и в 15-16 веке совершала частые набеги на Корею, в результате чего пленяли и вывозили на острова опытных корейских керамистов, которые стали наставниками японских гончаров. Формула китайского стала известна японцам в 16 веке.

Как часто бывает при освоении новых технологий,  ремесленники и художники сначала повторяли, копировали произведения признанных мастеров, чтобы понять, прочувствовать все тонкости процесса. И поэтому, ранний японский фарфор был очень похож на китайский и корейский. А потом, постепенно, в японском фарфоре вырисовались свой неповторимые стили, по которым эту прекрасную керамику узнают по сей день.

До 19 века фарфор Японии был доступен только знати, а простые люди пользовались обычной глиняной и деревянной лаковой посудой.

БОльшая часть фарфоровых изделий шла на экспорт. И получилось,  что основным покупателем японского фарфора стали иностранцы. Производитель ориентировался на вкус основной части потребителей, то есть — европейцев. И поэтому, оказалось, что не только китайское и корейское искусство, но и европейские вкусы оказали огромное влияние на развитие японского фарфорового искусства.

Поэтому, искать антикварный японский фарфор следует в Европе, а не в Японии.

Особенность японских фарфоровых тарелок

Интересно, что многие японские фарфоровые тарелки расписаны не только по лицевой поверхности, но и с обратной стороны. Где-то основной узор переходит на изнанку, а где-то есть только контуры основного цвета росписи, как набросок основного узора.

Как я искал информацию о кинцуги

В Стране восходящего солнца мало кто владеет английским, да и мастера не особо публичные личности, поэтому учиться особо не у кого. Не было ни одной книги на русском, ни описаний в Интернете. Я просто искал все, что можно было найти про кинцуги.

В итоге я наткнулся на американца Девида Пайка, живущего в Японии и продающего по всему миру наборы для кинцуги. Еще он иногда выкладывал в Интернет видео из своей мастерской. Без описаний и комментариев. Я купил у него уруси и смотрел его ролики, вникал и пробовал. Ломал и снова пробовал.

В общей сложности на освоение техники у меня ушло 2,5 года.

С покупки уруси у американца, живущего в Японии, и попытки склеить любимый чахай и началось мое увлечение

Что такое керамическая посуда

Под такой посудой подразумеваются изделия, выполненные из керамики, которая состоит из смеси глины с минеральными добавками. При этом не верно разделять утварь на глиняную и керамическую на основании того, что первая не покрыта глазурью, а вторая покрыта. Все кухонные принадлежности, для производства которых использовалась глина, принято называть керамическими, т.е. сюда относится и фаянсовая, и фарфоровая посуда.

Из чего делают

Посуда из керамики российского производства или зарубежного изготавливается посредством спекания глины или смесей глины. Невзирая на большой ассортимент изделий, для производства керамики применяют смесь глины с каолином и с добавкой полевого шпата, кварца. Для придания нужного вида получившейся смеси используют гипсовые формы. Далее из заготовок удаляется воздух, т.к. это необходимо для повышения пластических свойств и общего качества керамической продукции.

Основной этап производства предусматривает спекание при значительном температурном режиме с последующей обработкой, т.е. обжигом, декорированием поверхности. В зависимости от типа конечной продукции термическая обработка производится при высокой температуре – в пределах 900 до 1250°С. В результате податливая глиняная смесь становится твердой, сохранив приданную форму, огнеупорной и приобретает химическую стойкость. Чтобы избежать трещин, которые появляются из-за влажности и резкого перепада температуры, поверхность снаружи покрывается глазурью.

Преимущества и недостатки

Узнав о том, из чего делают керамическую посуду, и ознакомившись с технологией изготовления такой продукции, обратите внимание на имеющие плюсы и минусы. Такая жаропрочная кухонная утварь обладает следующими преимуществами:

  • способность к регулировке влажности, температуры приготавливаемого блюда, т.к. пористая структура керамики способствует впитыванию влаги с последующей ее отдачей;
  • со временем в изделиях не образуется накипь;
  • подходит для хранения продуктов в течение длительного срока;
  • безупречный вкус блюд, т.к. пища, приготовленная в керамической утвари, обладает особым ароматом, насыщенным вкусом – как будто она томилась в печи.
  • является экологически безопасной – это обусловлено отсутствием в составе тяжелых металлов и выделения под воздействием высоких температур токсических веществ.
  • разрушительное воздействие влаги, что является следствием пористости материала;
  • повышенная хрупкость;
  • впитывание жира и его затруднительное отмывание;
  • впитывание, долгое сохранение запаха приготовленной пищи – для каждого блюда лучше иметь отдельную керамическую утварь.

К чему я стремлюсь

Очень много усилий я прикладываю для популяризации этого вида ремесла. Завел социальные сети, оформил сайт, регулярно публикую статьи, видео, фотографии. Я приглашаю всех, кому интересно посмотреть на мою работу или вдохнуть новую жизнь в любимую вещь.

Учеников немало, интерес к кинцуги у людей большой

Часто мне пишут люди с разных концов страны, просят поделиться секретами мастерства, я всегда с радостью отвечаю на все вопросы.

Кое-кто уже тоже берет заказы, но я считаю, что рановато, им еще учиться и учиться. Да и мне, собственно говоря, тоже. Я хочу довести мастерство до абсолютного идеала, хотя на сегодня мои тонкие швы, пожалуй, самые лучшие и красивые в мире.

Для себя я тоже восстанавливаю вещи. Так что если приедете ко мне в мастерскую, будете пить чай из чашки, склеенной по технике кинцуги.

У меня таких много. В том числе тот самый чахай, с которого все началось. Он служит мне до сих пор, стоит на рабочем столе, как сосуд для инструментов

Текст: Дина Карпицкая Фото: из личного архива Константина Корнилова

Съедобная посуда и упаковки своими руками

Нет ничего невозможного для наших хозяек! Вы думаете, только западные дизайнеры могут изобретать что-то подобное? Наши женщины могут ещё подкинуть им идей. Но начнем с того, что производство съедобной посуды – отличная идея для домашнего бизнеса.

Съедобная посуда как бизнес

На изготовлении съедобной посуды можно прилично заработать, причем этот бизнес можно вести прямо на дому.

Свою продукцию вы можете предложить небольшим кафе и ресторанчикам

Вот, к примеру, несложная технология изготовления съедобных бокалов из сахара, которые будут выглядеть как стеклянные:

Watch this video on YouTube

Оригинальное оформление праздничного стола: и не нужно мыть посуду

Начнем с того, что порционные салаты можно раскладывать в тарталетки. Съедобная форма может выглядеть как корзинка, стаканчик или конверт из лепешки. Нужно просто правильно приготовить тесто. Оно не должно перебивать оригинального вкуса блюда.

Лучший выбор для салатов – ржаное тесто

Еще один вариант – использовать в качестве емкости овощи. Запечённые баклажаны, картофель, помидоры или огурцы – все это легко превратить в чашку для закуски.

Оригинально и элегантно выглядят корзиночки из сыра. Для этого сыр трут на терке и полосками высыпают на пергаментную или силиконовую подстилку на противне. После 5 минут в разогретой духовке сыр плавится. Пока он мягкий, из полосок формируют ажурные корзинки.

После застывания формы можно накладывать в эту тару любой салат

Можно обойтись и без бокалов: крепкие напитки можно налить в «рюмки» из свежего огурчика, а вино – в бокалы из сладкого перца.

Только запаситесь съедобной тарой в нескольких экземплярах, гости могут войти во вкус

А как насчет горячих блюд? И тут есть множество вариантов.

К примеру, плов будет отлично смотреться в бочонке из хлеба

Также можно подать гуляш или другое второе блюдо. Супы подайте в чашках из запечённой тыквы или кабачка.

Десерт – это совсем просто. Самый элементарный вариант – чашки из апельсиновой кожуры.

В них можно положить мороженое или налить чай, который станет очень ароматным

Вне конкуренции – сладкие песочные тарталетки, которые превратятся в пирожные. И, наконец, можно самостоятельно сделать шоколадные чашечки для кофе или те же чашки-кексы.

Готовить стало проще и интересней

— Для успешного производства кухонной техники нужно обладать навыком решения проблем и уметь делать готовку интересной, — говорит представитель Yamamoto Electric. Миксер Master Cut помогает сократить время на подготовку ингредиентов, так как берет на себя все утомительные функции по резке, шинковке, перемалыванию и взбиванию ингредиентов, побуждая хозяев в выходной день приготовить что-нибудь эдакое, например, безе.

Aichi Dobby и Yamamoto Electric рассматривают продвижение своей продукции за границу, и, возможно, совсем скоро Vermicular и Master Cut станут неотъемлемой частью зарубежных кухонь. Недаром еще 2 года назад, в начале массовых продаж кастрюль Vermicular, на обратной стороне крышки гордо красовалась крупная гравировка «MADE IN JAPAN».

Материал и статья: Китамура Мори Фото: Каваи Сатоси

Немного об истории материала

Многие учёные сегодня сходятся на том, что керамические изделия появились ещё в период неолита. Именно в это время люди начали вести оседлый образ жизни, занялись обустройством жилища, разведением скота, земледелием. И, естественно, для нормальной организации быта им требовалась посуда. Проще всего её было изготовить из глины, которую впоследствии обжигали для большей крепости. Обожжённая глина позволяла получить герметичные и при этом прочные ёмкости разного объёма для хранения продуктов разной консистенции.

Изначально изготовление глиняной (керамической) посуды больше походило на лепку из пластилина. Нужную форму изделиям мастерицы придавали пальцами (да, до определённого момента этим промыслом занимались исключительно женщины).

Обжиг же осуществляли на кострах при довольно низкой (в сравнении с современной технологией производства керамики) температуре – всего около 600 градусов. Уже позже с развитием ремесленного мастерства появились специальные печи, в которых при помощи подкачки воздуха можно было добиться более высокой температуры.

Процесс изготовления прообразов керамической посуды был предельно простым, а потому неудивительно, что первые образцы были довольно хрупкими и неказистыми. Но и для этой проблемы люди нашли решение. Они наловчились полировать посуду при помощи камня или дерева. Затем, когда человек озаботился не только функциональностью своего жилища, но и его уютом, глиняные изделия начали украшать. Сначала это были лишь рельефные узоры, затем ёмкости обзавелись глиняными ручками, а чуть позднее их начали покрывать особой краской (которая добывалась всё из той же глины).

Расцвета производство посуды из глины достигло около 4000 лет назад в Китае, а вот в том виде, в котором представлено большинство керамических изделий сегодня, глиняные изделия начали производиться в XIII веке, когда страной правила династия Сунг.

Секреты технологии китайского фарфора тщательно охранялись. Ни одному европейцу не удавалось узнать хоть какие-то подробности создания тех удивительных изделий из тонкого и нежного материала. Но всё изменилось в 1710 году, когда Иоганн Фридрих Бёттгер (придворный немецкий алхимик) сумел самостоятельно подобрать формулу, которая позволяла изготовить керамическую посуду, практически полностью идентичную китайской.

Это знаменательное открытие позволило открыть в городе Мейсене первую европейскую фабрику по производству керамики. Кстати, фабрика функционирует по сей день. Продукция, изготавливаемая немцами, пользовалась огромным успехом, особенно у аристократических семей из России. Заказов было порой так много, что производителям пришлось выделить несколько отдельных дней в неделе, в которые изготавливались керамические изделия только для клиентов Российской империи.

Как читать надписи?

Клейма японского фарфора обычно читают сверху вниз, справа налево. В подписях часто присутствуют суффиксы:

  • Sei – сделано. Тот же смысл несут суффиксы tsukuru, saku;
  • Ga – расписано;
  • Dzu или Fude – оформлено.

В маркировке может быть зашифровано название города или провинции, в котором изготовлены изделия: Сацума, Кутани и другие. Часто слова-иероглифы обозначают название фарфора – в Японии несколько его категорий, у каждой из них есть характерные особенности. В любом случае, чтобы прочитать клейма на японском фарфоре и понять их смысл, нужно знание языка или японско-русский словарь.

Почему разбиваться не страшно

Есть у меня одна традиция — перед новым годом я провожу конкурс на самую интересную историю о разбившейся вещи.

Приз — бесплатное восстановление предмета. Второе место — за символическую плату

В 2020-м второе место заняла девушка с рассказом про ее елочный шарик из фаянса. «Я сама чиненная-перечиненная, разбитая и собранная, но вот вроде бы живу до сих пор, — написала она. — А отремонтированный благодаря кинцуги шарик станет мне напоминанием: разбиваться не страшно, важнее в результате приобрести душевную целостность».

Елочная игрушка, победившая в моем конкурсе

Работа оказалась очень сложной, я долго не мог понять, каким хочу видеть в итоге этот шарик. Мучился в творческом поиске. Восстанавливал хрупкие осколки буквально по крупицам. Начал в январе, а закончил только вот недавно, в начале лета.

Скоро уже новый конкурс начнется.

Металлические элементы на керамической посуде

Я уже подробно рассказывал в отдельной статье об украшении посуды драгоценными металлами. Здесь отмечу, что для украшения используют золото и платину – или, если точнее, металлы платиновой группы. Слой драгоценных металлов очень тонок, но в то же время в зависимости от производителя его толщина может значительно варьироваться. При грамотном уходе металлические элементы на высококачественной посуде сохраняют отличный вид очень долго. Такую посуду можно использовать ежедневно и порой даже мыть в посудомоечной машине, но вот для микроволновых печей она не подходит.

На всякий случай добавлю, что общий вес драгоценных металлов на отдельно взятом изделии столь мал, что любые методы извлечения этих металлов с поверхности оказываются нерентабельными.

Фрагмент платиновой отделки на современной тарелке из классического фарфора (Noritake, Made in Sri Lanka)

Золотая отделка на глубоко винтажной фарфоровой миске (Bernardaud, Made in France)

Золотая роспись на современной тарелке Royal Crown Derby из костяного фарфора (Made in England)

Кинцуги в сердце Парижа

В центре города расположен культовый аргентинский ресторан Anahi. В течение двадцати лет он дожидался ремонта – и, наконец, час пробил. Владельцы пригласили известную в Европе Мод Бери. Та не захотела практически ничего менять. Лишь решила внести немного уюта и тепла в старое помещение. Мод всегда импонировала искусству кинцуги, а белая настенная плитка была сплошь покрыта трещинами. В итоге дизайнер заполнила все сколы и трещины раствором с медным порошком. Белые стены заиграли по-новому, да и весь облик ресторана заметно изменился. Чтобы подчеркнуть красоту стен, Мод выбрала позолоченную мебель.

Таким образом, искусство кинцуги прекрасно в любых своих проявлениях.

Как новое увлечение испытывало меня

Примерно через три месяца занятий случился самый сложный для меня период — началась сильная аллергия на уруси. Лак получают из лакового дерева — это абсолютно натуральный природный полимер.

Кому-то очень нравится этот тонкий запах, похожий на аромат цветущих лилий, но мой организм не принял его совсем

От работы с уруси кожа покрывалась аллергическими язвами, которые жутко чесались и мешали спать. На какое-то время приходилось бросать занятие кинцуги, пока язвы не заживут. Были даже мысли закончить совсем. Так длилось около полутора лет, пока мой организм не адаптировался.

Работа над одной вещью может длиться до полутора лет

Сейчас у меня может возникнуть аллергическая реакция, но только в момент, когда иммунитет ослаблен из-за болезни или усталости.

Кинцуги стало моим основным занятием. Я бросил работу промышленным альпинистом и стал брать заказы. Сейчас реставрация керамики — мое основное ремесло, приносящее доход. В год я восстанавливаю 100–150 предметов.

Модные тренды в посуде 2021

Тенденции в посуде затронули не только стилевые направления, форму, но и цвет посуды. Самым нестандартным, но популярным оттенком сезона в посуде является терракотовой. Этот же оттенок был одним из основных направлений в новогодней сервировке стола. Для любителей необычных оттенков можно подобрать наборы с рисунками и акцентами не менее популярных тонов этого сезона, не ярких и теплых: припыленный розовый, лососевый, охристый, бордо и глубокий зеленый. Такие оттенки отлично впишутся в этнические рисунки.

Несмотря на различие в стилевых направлениях, выделяется три самых популярных материалов посуды.

Первое место все равно остается за керамикой. Это надежный и практичный вариант. Этот материал отличается особой легкостью в использовании и высоким уровнем прочности. Такую посуду легко и просто мыть. Она прекрасно подходит как для повседневного обеда, так и для приема гостей.

Вторым в списке часто используемых материалов для посуды в 2021 считается стекло. Очень эффектно смотрятся блюда на стеклянной посуде. Так можно показать истинную красоту еды. А кофе и горячие напитки в стеклянных чашках прекрасно дополнят общую картину сервировки.

Заключительным известным материалом можно считать фарфор. Так называемый материал «вечности». Фарфоровая посуда приятна на ощупь, имеет воздушный внешний вид. При этом фарфор может предлагаться как в тонком, так и в более прочном виде.

Как устроен процесс

Как и во всем японском, в искусстве кинцуги есть глубокая философия. Она заключается в том, что поломки и трещины становятся неотъемлемой частью и украшением любой вещи.

Швы от склейки не маскируют, а, наоборот, подчеркивают, делая главным украшением

Я очень люблю этот процесс, когда происходит трансформация из кусочков в целый красивый предмет. Считаю это не просто ремонтом, а творчеством. Поэтому никогда не беру заказ у человека, который пытается навязать мне свою идею — цвет шва или конечный вид изделия. Я сам должен видеть и чувствовать, как будет выглядеть вещь после ремонта.

Я дарю разбитым вещам вторую жизнь

Есть несколько вариантов техники — смешивать уруси с золотой, серебряной или цветной пылью. В итоге швы получаются разных цветов. Недостающие кусочки можно взять от другой посуды или сделать из лака.

Я называю уруси старинным 3D-принтером, так как с его помощью можно вылепить все, что угодно

Вот так часами, а иногда и годами происходит восстановление разбитой чашки или чайника. Я работаю с самого утра и до позднего вечера. Мастерскую оборудовал прямо дома, в своей «однушке».

Кто мои клиенты

В основном коллекционеры-любители китайского фарфора. Или же просто люди, разбившие любимую и дорогую сердцу вещь.

Стоимость ремонта по технике кинцуги колеблется от 300 рублей (цена расходных материалов) до 250 000

Все зависит от сложности и очень индивидуально. Часто я берусь работать за символическую плату, потому что мне интересно попробовать восстановить тот или иной предмет.

Бывает, попадают в мою мастерскую очень редкие и интересные экземпляры. Например, китайская чаша XII–XIII веков, она досталась заказчику от жены-китаянки. Это была очень сложная и кропотливая работа, так как часть крохотных осколков оказалось утеряна. Восстановление заняло у меня полтора года.

А еще была старинная шкатулка. Если верить клейму 1844 года, то ее забрали во время Парижской коммуны из сожженной императорской резиденции Тюильри в Париже. Хозяин вещи говорил, что это семейная реликвия, оставшаяся от прабабушки.

Кстати, эту шкатулку приносили на починку дважды. Сначала я восстанавливал разбитую крышку, а потом дно — шкатулка упала с полки и разлетелась на 20 осколков. Ремонт занял 14 недель.

Другие материалы

Иногда столовую посуду делают из дерева (wood), бамбука (bamboo), металла (metal) и даже натурального рога (horn). Одноразовая посуда изготавливается из бумаги, картона, пластика. Конечно, и у таких вариантов есть поклонники, но особое предупреждение следует высказать относительно посуды из рога: она пахнет. Если вы решили обзавестись такими изделиями, начинайте с малого и продолжайте лишь в том случае, если приобретённое изделие вам действительно понравится. Большой ассортимент вещей из натурального рога есть у британского бренда Abbeyhorn.

Кружка из натурального рога от фирмы Abbeyhorn (Made in England)

Добавлю, что я бы не стал покупать деревянную посуду у малопонятных и сомнительных фирм, потому что используемые ими материалы (в частности, лак) могут быть не предназначены для контактов с пищевыми продуктами…. или просто могут оставлять желать лучшего в плане безопасности для здоровья или долговечности. Деревянная посуда от более или менее крупных или просто внятных (скажем так) фирм должна быть безопасной. Очень желательно, чтобы у бренда была хорошая репутация.

Если говорить о материалах, то особого внимания заслуживает посуда из оливы (olive wood), которую делают в средиземноморских странах (от Франции до Туниса и Греции). Перед покупкой внимательно осмотрите изделие на предмет наличия трещин и других дефектов. Узнайте, как ухаживать за выбранной вещью, есть ли какие-то ограничения по использованию

Обратите внимание на конструкцию: сделана ли вещь из одного куска дерева или из нескольких соединённых / склеенных кусков? Первый вариант, естественно, лучше

Миска из оливкового дерева

Кроме того, в продаже сейчас встречается деревянная посуда из тропической акации, сделанная в Азии. Она порой тоже выглядит симпатично, а стоит не слишком дорого (хотя и дешёвой её не назовёшь). Миски из бамбука, которые есть, например, в ИКЕА, мне в визуальном плане нравятся меньше.

Миска из бамбука (IKEA)

Перед покупкой посуды из металла на всякий случай уточните, подходит ли она для использования по прямому назначению (некоторые вещи предназначены для декорации или для хранения продуктов в обёртках, например). Узнайте, из какого материала сделана вещь, как обработана её внутренняя часть. Покупать посуду из алюминия я бы не стал, а вот нержавеющая сталь у меня опасений не вызывает (однако имейте в виду, что качество её варьируется — см., например, эту статью). Посуда из чистого серебра 925 пробы (sterling silver) стоит очень дорого, но зачастую выглядит эффектно… впрочем, серебро имеет кое-какие недостатки, указанные в статье про материалы для столовых приборов; там же было рассказано и про нюансы, связанные с изделиями с серебряным и золотым покрытием.

Винтажный соусник Reed & Barton, серебро 925 пробы

Цвет посуды по фэн-шуй

Решая, какого цвета выбрать посуду себе в дом, следует в первую очередь помнить о стихиях и соответствующих им цветовых гаммах. Именно это влияние будут иметь элементы сервиза или отдельные столовые приборы. Таким образом, если вам необходимо усилить страсть в отношениях или создать романтическое настроение по особому случаю — следует выбирать оттенки стихии огня: красный, оранжевый, фиолетовый. Для усиления творческого потенциала, вдохновения и получения заряда энергии подойдут цвета стихии Дерева — все оттенки зеленого. Цвета стихии Воды — синий, голубой и черный сделают более мудрым и рассудительным. А вот белые и серебристые оттенки стихии Металл придадут твердость и беспристрастность. И, наконец, цвета стихии Земли: бежевые, коричневые, желтые будут балансировать и наполнять ощущением стабильности.

Как мы видим, все перечисленные рекомендации совсем не сложные, но их соблюдение может уберечь нас от различного рода неприятностей, в том числе сохранить наше здоровье.

Хрусталь (lead crystal)

Если вы думаете, что хрустальную посуду делают из горного хрусталя, то сильно ошибаетесь. Её изготавливают из специального стекла со свинцом в составе (доля оксида свинца (II) в классическом хрустале (lead crystal) составляет 24% или более (вплоть до 40%), если ориентироваться на британские нормы). Свинец позволяет сделать стекло очень прозрачным и красивым, играющим и переливающимся на свету. Кроме того, свинец положительно сказывает на прочности изделий, но при этом увеличивает их массу (именно поэтому некоторые хрустальные вещи оказываются очень тяжёлыми).

Винтажная сахарница из классического хрусталя со свинцом

Если оксида свинца в составе меньше 24%, но он всё-таки есть, то соответствующее стекло могут называть хрустальным (crystal glass). Оно обычно выглядит менее эффектно, но всё равно может быть и красивым, и прочным. Если свинца в составе нет, то это либо обычное стекло, либо так называемый crystalite или crystalline, напоминающий внешне свинцовый хрусталь, но при этом не содержащий свинец. При этом слова crystal glass порой тоже используются для обозначения материала, в котором оксида свинца нет. Классический хрусталь со свинцом (lead crystal) иногда могут назвать просто crystal.

Важный нюанс: разные люди и фирмы могут по-разному понимать разные термины + в разных странах есть разные обычаи и нормативные акты, так что если речь заходит о каком-то хрустале, в разговоре или описании фигурирует слово crystal или его производное, постарайтесь точно выяснить, что же такое вам хотят продать, есть ли в нём свинец, и если да, то какова его доля. Я не исключаю, что кто-то называет словом crystalline материал, в котором довольно велика доля свинца, и точно знаю, что кто-то (Spiegelau, например) использует словосочетание crystal glass для обозначения продукта, в котором свинец вообще отсутствует (но там могут быть оксиды других металлов – в случае со Spiegelau crystal glass их доля равна 25%, из которых 15% приходятся на долю щелочных металлов – в частности, калия).

Стакан и бокал из хрустального стекла без свинца, но с оксидами других металлов в составе (бренд Spiegelau)

Среди производителей, выпускающий хрусталь без свинца в составе, особо стоит отметить немецкий бренд Schott Zwiesel, который применяет оксид титана и оксид циркония для увеличения прочности своей продукции. Разработанный Schott Zwiesel материал запатентован и зарегистрирован под торговой маркой Tritan.

Посуду из классического хрусталя со свинцом (lead crystal) не следует использовать для длительного хранения напитков (особенно спиртных). Она не подходит для детей и при активном частом использовании может оказывать негативное влияние на здоровье взрослых (так, не рекомендуется ежедневно пить вино из хрустальных бокалов). Подробную статью о свинце в посуде и его негативных воздействиях вы можете найти вот тут.

Некоторые марки, выпускающие посуду из классического хрусталя со свинцом: Ajka Crystal (Венгрия), Baccarat (Франция), Cumbria Crystal (Великобритания), Dartington и Royal Brierley (Великобритания), Godinger (США), Lalique (Франция), Preciosa (Чехия), Reed & Barton (США), Saint-Louis (Франция), Steklarna Rogaska (Словения), Waterford (Ирландия), Williams Sonoma (США), Гусевской хрустальный завод (Россия). Не вся продукция в ассортименте этих марок может быть сделана из настоящего хрусталя.

Некоторые марки прекратили применять оксид свинца сравнительно недавно, и в некоторых источниках они ещё указываются как производители классического хрусталя. Среди таких брендов стоит отметить Riedel (Австрия, полностью перестали использовать свинец в 2015 году) и Swarovski (Австрия, полностью перестали использовать свинец в 2012 году).

Хрустальные стаканы фирмы Baccarat (Made in France)

Вкусные идеи от WikiCells

Идея разработки съедобной посуды не нова

Но если раньше это было что-то из области эксклюзива, то теперь, вполне осознанно, большинство людей понимают важность такого подхода в вопросе защиты окружающей среды. Пластик разрушает нашу экосреду, он переполнил свалки и засорил водоёмы и пахотные земли, уничтожает диких животных. Ведущие производители упаковочной продукции ищут способы производства продукции, которая разлагается естественным образом или может быть использована в пищу

Ведущий инициатор в этой области – гарвардский ученый Дэвид Эдвардс. Именно ему принадлежит авторство проекта по созданию пищевой мембраны WikiCells. Она состоит из воды и биополимерных материалов с пищевыми добавками

Ведущие производители упаковочной продукции ищут способы производства продукции, которая разлагается естественным образом или может быть использована в пищу. Ведущий инициатор в этой области – гарвардский ученый Дэвид Эдвардс. Именно ему принадлежит авторство проекта по созданию пищевой мембраны WikiCells. Она состоит из воды и биополимерных материалов с пищевыми добавками.

Из этой мебраны изготавливаются съедобные контейнеры для продуктов. Наружный слой упаковки – биоразлагаемый полимер, а внутренний – съедобная часть

В таком контейнере можно хранить не только твёрдые, но и жидкие продукты. В планах производителей – создание съедобной бутылки. Кто на ура воспримет такое изобретение, так это любители пива. Представляете, каким спросом будут пользоваться такие бутылки со вкусом кальмаров или ржаных сухариков?

Эдвардс даже грозится в скором времени представить публике домашний автомат по производству съедобной посуды, который вы сможете поставить на кухне рядом с микроволновкой.

Владелец автомата сможет самостоятельно создавать сладкие или соленые формы для любых продуктов, сочетающиеся с основным блюдом

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий