Вторая жизнь привычного инструмента: самостоятельный ремонт шуруповёрта

Неисправности шуруповерта связанные с электрической частью

  • инструмент не включается;
  • нет переключения реверсивного режима;
  • отсутствует регулировка количества оборотов;
  • не работает электрический двигатель.

Инструмент не включается

Если инструмент не включается, обязательно, до начала ремонта, проверьте  аккумулятор. Замерьте мультиметром напряжение на выходе после зарядки, если он неисправен, то аккумуляторную батарею можно отремонтировать.

Так же вы можете проверить и, в случае надобности, отремонтировать зарядное устройство, так как это сделано на видео.

Не работает реверс

Если не работает реверс, замерьте сопротивление на входе и выходе кнопки при включенном реверсе. Если сопротивления нет, значит, проводимость контактов реверса нарушена, стоит почистить контакты.

Отсутствует регулировка количества оборотов

Как правило, проблема кроется в плохой работе пусковой кнопки. Либо контакты подгорели, либо механизм подклинивает. В этом случае кнопку можно заменить или попробовать разобрать.

До разборки проверьте пусковую кнопку при помощи мультиметра, нужно измерить напряжение на входе кнопки.

Если напряжение есть измеряем сопротивление, при исправной кнопке  должно стремиться к нулю. Для этого ставим прибор на измерение сопротивления, полностью нажимаем кнопку и измеряем сопротивление на выходе.

Важно. Если прибор показал обрыв, то проблема в кнопке

Будьте предельно внимательны при ее разборе, поскольку там много мелких деталей и при обратной сборке вы можете запутаться в очередности их установки.

Еще одной причиной неработающего шуруповерта может быть электродвигатель. Скорее всего, проблема с щетками. В идеале щетки нужно менять, если износ их достиг 40-45% от их длины.

Ну и конечно, необходимо прозвонить электродвигатель, поэтому отсоединяем провода, которые идут от кнопки и мультиметром измеряем величину сопротивления на контактах крепления проводов.

Не работает электродвигатель

Еще одной причиной неработающего шуруповерта может быть электродвигатель. Скорее всего, проблема с щетками. В идеале щетки нужно менять, если износ их достиг 40-45% от их длины.

Дополнительно можно проверить обмотку якоря. Для этого измеряем сопротивление на двух соседних пластинах коллектора, по всей окружности. Значение мультиметра должно быть – «0». Если во время проверки две рядом стоящие пластины покажут значение отличное от нуля  – якорь следует заменить.

ШУРУПОВЕРТ

Кстати, для таких элементарных работ по дому вам вовсе не нужна модель профессионального класса. Так что пусть продавец не разводит вас на дорогую и ненужную вам покупку шуруповерта, который «все может!». Для вас этот функционал – чрезмерный.

Впрочем, нежелательна при выборе шуруповерта и другая крайность: необдуманно сэкономив при выборе инструмента, вы можете весьма ограничить свои возможности и остаться беспомощным в ситуации, когда потребуется завернуть шуруп с некоторым усилием или просверлить отверстие в твердой древесине. Как известно, скупой платит дважды.

Словом, шуруповерт, как и любой другой инструмент, надо подбирать под те задачи, которые вы с его помощью намерены решать. Чем больше функций, чем больше «наворотов», тем дороже инструмент. Платить же надо за то, что вам действительно нужно. А разобраться в том, что нужно, а что не очень, и, значит, выбрать шуруповерт более осмысленно, призвана помочь наша публикация.

READ Как Переделать Шуруповерт 12в От Сети

Прибавь-ка скорость!

Высокая скорость при выборе шуруповерта не должна быть самоцелью, хотя именно этот параметр многие потребители считают предопределяющим качество шуруповерта. Это не совсем так. И в этом случае: скорости разные нужны, скорости разные важны… Высокие обороты необходимы для работы с твердым материалом. А при замедленном вращении лучше удается точечная работа, проще сделать отверстие точно в том месте, где это необходимо. И сподручнее работать с тонкими, короткими саморезами.

Поэтому важна возможность регулировки скорости. Есть шуруповерты с двумя и более скоростями. Скорость примерно до 500 оборотов в минуту используется для закручивания саморезов. Скорость от 500 до 1300 оборотов в минуту предназначена для операций сверления.

Есть модели, число оборотов в которых регулируется регулятором, в других — нажимом на пусковую кнопку. Если регулировка оборотов отсутствует, то при нажатии на пуск сразу включается максимальная скорость, что, как мы отметили выше, далеко не всегда удобно.

Что же такое шуруповерт?

Конструктивно шуруповерт – модифицированная низкооборотная дрель. Предназначен этот электрический инструмент для механизации работ по закручиванию/откручиванию саморезов, шурупов, болтов, гаек и прочего крепежа. А также для сверления отверстий в дереве, металле и кирпиче.

По существу, мы имеем дело с дрелью-шуруповертом. Этот инструмент зачастую так и называется. Но дрель-шуруповерт – не «два в одном». Так что не стоит строить иллюзий: даже самая сильная дрель-шуруповерт не является дрелью в классическом представлении и не избавит вас от необходимости дополнительно приобретать таковую, если именно в ней нужда.

Чтобы правильно выбрать шуруповерт, вам надо понять, в какой мере вам понадобится именно шуруповерт, а в какой именно дрель? Ответив на этот вопрос, вы точно будете знать, каким техническим параметрам должна отвечать подходящая вам модель.

Попробуем классифицировать представленный в продаже инструмент по типу выполняемых им работ.

Если все, что вам потребуется, как вы считаете, это выполнять работы, не требующие большого усилия при заворачивании шурупов (например, сборка готовой мебели), то вас вполне устроит шуруповерт-отвертка. Компактный и легкий инструмент, но без регулировки скорости вращения.

Для заворачивания шурупов с определенным усилием потребуется уже безударная дрель-шуруповерт. Слово «дрель» в названии означает, что эта разновидность инструмента отличается более высокой скоростью вращения шпинделя (две скорости).

Но и она не потянет, если дело дойдет до сверления древесины и металла: тут нужна, как минимум, двухскоростная безударная дрель-шуруповерт с частотой вращения не ниже 1600 оборотов в минуту. А вот при усложнении задачи до сверления кирпича и камня никак не справиться без ударной дрели-шуруповерта, оборудованной быстрозажимным сверлильным патроном.

Реверсивный переключатель шуруповерта

Реверсивный переключатель шуруповерта играет важную роль при выполнении работ по ввинчиванию саморезов, а также их извлечения в случаях надобности. Схема реверса электродвигателя находится в одном корпусе с регулятором оборотов, а сама кнопка переключения перенаправления оборотов расположена в удобном на рукоятке месте.


Кнопка пуска и реверса, расположенные рядом

Переключение осуществляется путем смены полярности на клеммах перемещением кнопки реверса. Ремонт всей схемы реверса, включающей ШИМ генератор, расположенный на плате, сводится к чистке контактов переключателя и замены схемы реверса на новую.

Поломки в механической части — как устранить

Неисправности в механической части инструмента обнаружить легче, чем в электрической составляющей. Это связано с тем, что любые механические дефекты слышны. К основным признакам механических неисправностей рассматриваемых устройств относятся:

  1. Возникновение посторонних звуков
  2. Вибрация и бой зажимного патрона
  3. Слышна работа двигателя инструмента, однако патрон не вращается

Чтобы починить прибор, и устранить механические неисправности, понадобится, прежде всего, разобрать корпус. Зная устройство шуруповерта, не будет трудно устранить возникшие поломки в механической части. Если возникают посторонние звуки, что говорит о причине износа втулок и подшипников якоря мотора, то эти элементы нужно заменить. При износе подшипника и втулок нужна их замена, но для начала эти детали надо купить. При покупке могут возникнуть трудности, так как найти запчасти на устаревшие модели инструментов практически невозможно.

Это интересно! Перед тем, как ставить новый подшипник, следует его хорошо обработать смазочными веществами, например, Литол-24 или Солидол, а еще лучше специальными смазками.

Кроме выхода из строя подшипника, на шуруповерте может поломаться редуктор. К ряду неисправностей данного устройства относятся:

  1. Вал редуктора искривляется от воздействия больших нагрузок
  2. Рабочие поверхности шестерней изнашиваются
  3. Изломывается штифт, на котором крепятся сателлиты
  4. Изнашивается подшипник или опорная втулка редуктора

Чаще всего из строя выходит именно редуктор, а точнее, его составные детали — зубчатые колеса. Причинами выхода из строя редуктора являются:

  1. Неправильная эксплуатация инструмента
  2. Сильные нагрузки, на которые не рассчитан прибор
  3. Отсутствие смазки
  4. Материал, из которого изготовлены устройства

Если шуруповерт «старой закалки», то есть его редуктор состоит из стальных шестеренок (вместо пластиковых), то целесообразно его отремонтировать, чем покупать новый. Для этого прибор нужно разобрать, произвести его осмотр и отыскать причину неисправности. При ремонте редуктора требуется очистить механизм и детали от устаревшей смазки, и нанести новые смазочные вещества. Если имеются поврежденные шестеренки, то их нужно заменить. Не спешите утилизировать неисправные зубчатые колеса, так как понадобится купить точно такие детали (возьмите их в качестве шаблона).

Это интересно! Если на инструменте установлены пластиковые шестерни, то менять их на стальные не рекомендуется. Причина заключается в том, что пластиковые шестерни под воздействием больших нагрузок ломаются, что уберегает двигатель от сгорания. Если на устройстве с завода установлены металлические шестеренки, то это говорит о том, что двигатель имеет большой запас мощности.

Чтобы при самостоятельном ремонте механической части шуруповертов не возникало лишних вопросов, ниже есть таблица, в которой указаны основные признаки механических неисправностей, а также способы их устранения.

Признаки неисправности инструментаСпособы устранения неисправности
Возникновение посторонних звуков и гулаЕсли при работе инструментом начинают появляться посторонние звуки, то это говорит об износе подшипников. Для устранения поломки нужно проверить целостность подшипника якоря мотора и редуктора. Если подшипники исправны, надо также проверить целостность втулок, так как они также изнашиваются. Чаще всего изнашивается опорная втулка вала подшипника
ВибрацияИскривление редукционного вала, что способствует возникновению сильного биения и вибраций. Для решения проблемы нужно разобрать корпус, оценить поломку и принять соответствующее решение о замене детали
Возникает бой зажимного патронаЕсли обнаруживается биение патрона, то нужно проверить качество его фиксации. Крепится деталь болтом, который находится внутри детали (чтобы увидеть болт, следует развести губки). Для завинчивания патрона, болт надо вращать не в правую, а левую сторону, так как он имеет обратную резьбу
ЗаклиниваниеЕсли заклинил инструмент, о чем говорит работа мотора, но при этом патрон не вращается, то нужно разбирать корпус и проверять целостность редуктора. Заклинивание инструмента говорит о смещении сателлитов, нарушении целостности зубчатых колес или нарушение целостности подшипника. Чтобы устранить поломку, нужно разобрать шуруповерт и найти причину заклинивания
Трещит и прокручивается на положении переключателяНеисправность редуктора. Для устранения нужно разобрать инструмент, и осмотреть целостность механизма

https://youtube.com/watch?v=Jr_xq9ZvvdE%3F

Как разобрать шуруповёрт

Перед ремонтом шуруповерта Макита, Бош, Метабо и иных брендов своими руками из устройства вынимается аккумуляторная батарея. Для этого зажимаются две защелки, и элемент питания извлекается. Разборка шуруповёрта производится на ровной чистой поверхности. Под устройство подкладывается газета во избежание пачканья стола смазкой, находящимся в корпусе мусором.

  1. Выкручиваются все винты, скрепляющие части корпуса.
  2. Корпус раскрывается. Если его половины не разъединяются, стоит воспользоваться пластиковой лопаткой, внимательно присмотреться к конструкции. Она может включать скобы –извлекаются перед разборкой.
  3. Отсоединяются реверсный механизм, переключатель скоростей, пусковая кнопка.
  4. Аккуратно извлекается содержимое корпуса.

Собирается шуруповерт в обратном порядке.

Устройство шуруповёрта

Как отремонтировать

Найдя причину неисправности, необходимо точно знать, как решить проблему. Следующей информации будет достаточно, чтобы понять, как отремонтировать шуруповерт своими руками.

Зарядный блок

Зарядный блок ломается из-за постоянного перекоса провода. Происходит обрыв. Требуется спаять провода и восстановить изоляцию.

Аккумулятор

Обычно на шуруповертах используют никель-кадмиевые аккумуляторы, которые необходимо заряжать только после полной разрядки. Их нельзя подзаряжать, поскольку срок службы сокращается.

Решение проблемы (работает не всегда): полностью разрядить, зарядить желательно низким током. Такую операцию нужно проводить примерно 5 раз, чтобы избавиться от так называемого эффекта памяти (о неправильном заряде).


Аккумулятор и шуруповерт

Проблемы с кнопкой

Очень часто контакты на этом узле окисляются и их нужно чистить.

Процесс разборки:

  1. Снять красный нажимной механизм вращательным движением.
  2. Демонтировать крышку, вытолкнув защёлки небольшим ножом.
  3. Используя паяльник, отсоединить два металлических элемента сбоку.
  4. Снять крышку.
  5. Придерживая пружину, вынуть механизм из корпуса.

Потертые или окисленные узлы необходимо протереть ватой, смоченной в спирте. Если грязь не удается убрать, нужно потереть ее ножом.

Электродвигатель

Это самая дорогая часть инструмента. Обычно проблемы начинаются из-за стирания щёток. Их отремонтировать невозможно, потому следует произвести замену. Якорь меняют, если обнаружен обрыв в обмотке.

Замена щёток

Чтобы добраться до узла, придётся разбирать двигатель, оттянув «усики», располагающиеся на торцевой части.

Далее придерживаться следующей схемы:

  • Ударом молотка стукнуть по валу, чтобы выбить ротор из корпуса.
  • Теперь легко снимется крышка.
  • Далее нужно вынуть оставшиеся части.

Если коллекторы чёрного цвета, значит, они загрязнены остатками от щёток. Это вызывает потерю мощности и искрение. Коллектор нужно протереть ватой, смоченной в спирте, и прочистить канавки небольшой иголкой.

Сами щётки восстановить не получится, потому нужно приобрести новые и установить их.

Редуктор

Если в редукторе слышны посторонние звуки, то тому виной шестерёнки механизма. Необходимо разобрать редуктор и на тех местах, где износились зубья, поставить маленький болтик, который сточен до нужных размеров. Места, куда нужно ставить болт нужно аккуратно накернить.

В намеченных частях нужно просверлить отверстия, чтобы поместить туда болтики. Как только они будут на месте, в редуктор нужно поместить побольше смазки.

Быстрозажимной патрон

Разборка быстрозажимного патрона:

  • Подложив кусок древесины, стукнуть молотком по выступающей части в центре.
  • В кулачки поместить болт и ударить по нему молотком.
  • Внутреннюю часть устройства извлечь из корпуса.

Теперь можно увидеть гайку с двумя половинками. В большинстве случаев именно она является причиной всех проблем. Скорее всего там износилась резьба. Если аналогичного узла нет в наличии, придётся покупать весь патрон. Он стоит в пределах 300 рублей (по данным на 2021 год).


Патрон

Не вращается электродвигатель шуруповерта

Неисправности электродвигателя шуруповерта мало чем отличаются от подобных проблем болгарки, дрели и другого электроинструмента. Первое что может стать причиной почему не работает шуруповерт – это износ щеток электродвигателя, которые легко можно заменить на новые, которые стоят не очень дорого. Вторая причина – выход из строя обмотки якоря или статора двигателя.

Внешний вид электродвигателя шуруповерта

Чаще всего происходит межвитковое замыкание вследствие нарушения изоляции проводов обмотки. Происходить замыкание может из-за перегрева электродвигателя от, так сказать, непосильного труда, то есть нужно вовремя давать остынуть инструменту, дать ему «отдохнуть».

Кстати, перегрев шуруповерта может привести к вытеканию смазки из редуктора что повлечет выход из строя его основных деталей, о которых было упомянуто выше.

В якоре электродвигателя может наблюдаться еще одна проблема: загрязнение или замасливание коллектора, который передает электроэнергию к двигателю от щеток.

Щетки и коллектор электродвигателя шуруповерта

Ремонт коллектора можно произвести в домашних условиях самостоятельно, промыв и почистив его мелкой наждачной шкуркой. А вот обмотки статора и якоря придется восстанавливать в специализированной мастерской или заменить двигатель полностью на новый.

В завершение хочется отметить, что шуруповерт будет работать долго и качественно если относится к нему бережно, не проявляя «фанатизма» при его эксплуатации.

Источник

Принцип работы и устройство шуруповерта

Большинство современных электроинструментов этого типа, включая модели таких популярных производителей, как Makita,Bosh,Интерскол,Skill, Hilti и др., имеют похожее внутреннее исполнение и одинаковый принцип работы. Но некоторые из них обладают более качественной степенью сборки, повышенной мощностью и дополнительными удобными функциями, которые напрямую влияют на цену, расширяют область применения и эксплуатационную долговечность устройства.

Базовая комплектация шуруповерта стандартного типа (Макита,Бош, Хитачи и т. д.) включает в себя следующие элементы:

  • электродвигатель и планетарный редуктор;
  • переключатель реверса;
  • кнопку включения и выключения;
  • винты, пружины, контактные клеммы;
  • быстрозажимной патрон;
  • регулятор усилия или крутящего момента;
  • зарядное гнездо и блок питания.

Основным механизмом любого устройства является электродвигатель, который на многих популярных моделях имеет цилиндрическую форму с установленными внутри щетками и магнитами. Работа происходит на постоянном и непрерывном токе. Двигатель с помощью специального планетарного редуктора придает вращение шпинделю, на который надет зажимной патрон или держатель. Последний надежно фиксирует металлическое приспособление, более известное как «бита». Управление процессом осуществляется заданной электрической схемой и полярным переключением реверса.

Еще одним важным элементом является планетарный редуктор, который производят из высокопрочной стали или специального пластика (на более бюджетных моделях). В его состав входят две шестеренки (солнечная и кольцевая), а также сателлиты и водило.

Он преобразовывает высокочастотные колебания двигателя в более низкие, возникающие на патронном валу. Стандартное устройство оснащается редукторами с реверсивным переключателем, которые работают в 2 скоростных режимах по металлу, дереву или пластиковому основанию, а именно на сверление, как дрель или закручивание различных типов саморезов.

Муфта современных шуруповертов представляет собой трещотку. Дополнительно изделие оснащается регулятором нагрузки, который препятствует излишнему давлению на вращательный патрон.

Большинство актуальных моделей оснащаются 16-шаговой градацией скоростного режима, что позволяет максимально точно подобрать удобную скорость для выполнения тех или иных работ с различными по типу материалами. В качестве источника питания почти всегда используется аккумуляторная батарея компактных размеров с мощностью от 9 до 18 Вольт.

В комплекте с устройствами от известных брендов обязательно предусмотрена дополнительная АКБ, что позволяет использовать инструмент практически непрерывно, заряжая поочередно каждую батарею во время использования. Некоторые модели работают от сети и оснащены соответствующими проводами. В этом случае речь идет о более бюджетных вариантах устройства или профессиональных, мощных инструментах, которые часто применяют на производстве и крупных строительных площадках.

Основные неисправности шуруповерта и их причины

Ниже представлен рисунок, на котором представлено внутреннее строение аккумуляторного аппарата.

Если у вас сломался шуруповерт, то неисправности данного аппарата могут быть следующие.

  1. Устройство не работает. В первую очередь, может быть неисправна электрическая вилка или кабель, полностью разряжена или неисправна аккумуляторная батарея (АКБ). Также данную проблему может вызвать перегорание обмоток двигателя, неисправность кнопки пуска, стершиеся щетки.
  2. При работе аппарата, он сильно искрит. Здесь возможна неисправность якоря или коллектора двигателя, а также проблемы со щетками.
  3. Быстро разряжается АКБ. Потребуется проверка батарей, входящих в аккумуляторный блок, с помощью тестера.
  4. Аппарат самопроизвольно включается. Скорее всего, неисправна кнопка пуска.
  5. Не работает тормоз двигателя. В таком случае требуется заменить кнопку или транзистор, поскольку эти элементы отвечают за торможение.
  6. Люфт патрона. Чаще всего, биение вызывается искривлением редукторного вала.
  7. Не работает трещотка. Возможные причины: износ лепестков блокиратора трещотки, поломка штифтов или пружины трещотки.
  8. Патрон прокручивается. Неисправность редуктора, а именно его шестеренок, может вызывать ситуацию, когда проскакивает патрон. Также неисправность данного узла является причиной того, что работающий двигатель не крутит шпиндель.
  9. Патрон заклинил, не получается открутить и вытащить сверло или биту. Как правило, произошло заклинивание зажимных кулачков по причине недостаточной смазки или поломки внутренних частей патрона.

Все неисправности, кроме электрической вилки, можно устранить только после разборки аппарата.

Возможные неисправности и конструктивные особенности шуруповертов

Шуруповерт используется для закручивания (выкручивания) крепежных элементов (в основном, шурупов). Он иногда применяется для сверления, но это нежелательно и может привести к выходу из строя. В отличие от дрели, шуруповерт имеет механизм прекращения вращения при возникновении нагрузки; кроме того, скорость вращения его патрона заметно ниже, чем у дрели.

Несмотря на многообразие видов и форм, все шуруповерты имеют очень похожие конструкции, которые отличаются в основном качеством сборки, внешним видом и компоновкой элементов. Основные элементы: корпус с ручкой; патрон, установленный на валу; электрическая и механическая части.

Шуруповерты могут питаться электроэнергией от сети или собственных аккумуляторов. В общем случае, электрическая часть включает электродвигатель, механизм реверса вращения (рычажок переключения направления); пусковой механизм (кнопка) с регулятором оборотов и шнур питания от сети или аккумулятор. Чаще всего при питании от электросети используется коллекторный однофазный двигатель переменного тока на напряжение 220 В. Для запуска двигателя применяется пусковой конденсатор. Сам двигатель состоит из статора, коллекторного ротора и контактных щеток. Вращение от вала двигателя на основной вал с патроном передается через редуктор.

Схема соединения аккумуляторов шуруповерта.

Пусковой механизм совмещает пусковую кнопку и регулятор мощности. Регулятор выполнен на базе транзистора и изменяет силу тока, подающего на контактные щетки электродвигателя. За счет изменения входного тока обеспечивается регулирование скоростью вращения электродвигателя. Кнопка пуска выполнена так, что изменение усилия ее нажатия приводит к изменению сигнала на транзистор регулятора мощности.

Переключатель направления кручения патрона обеспечивает реверс двигателя. Это осуществляется перемещением рычажка, за счет чего производится перевод контактных элементов на вводных соединителях, что изменяет полярность сигнала.

Основу механической схемы шуруповерта составляет редуктор, система подшипников и механизм ограничения нагрузки. Редуктор планетарного вида установлен для снижения числа оборотов, при передаче вращения от электродвигателя к патрону. Основа редуктора — шестерни (кольцевая и солнечная); сателлиты и водило, причем их число определяется количеством ступеней скорости вращения патрона. В бытовых инструментах обеспечиваются 2 или 3 ступени. Работа планетарных редукторов основана на том, что солнечная шестерня, закрепленная на валу электродвигателя, приводит во вращение сателлит, который с помощью водила вращает кольцевую шестерню, закрепленную на основном валу. При передаче вращения (от шестерни с меньшим диаметром к шестерне с большим диаметром) скорость вращения уменьшается.

Не регулируются обороты двигателя шуруповерта

Отсутствие регулировки оборотов двигателя шуруповерта существенно снижает удобство при работе с инструментом, а также делает невозможным производить качественные работы. Расположен регулятор в непосредственной близости к кнопке пуска или выполнен с ней как одно целое, однако транзистор регулятора оборотов крепится к электродвигателю где он охлаждается через решетки радиатора.

Место расположения регулятора оборотов электродвигателя (7)

Как показывает практика, в случае возникновения подобной проблемы будет правильней заменить регулятор оборотов полностью на новый. Благо они есть в продаже и стоят относительно недорого. Все попытки отремонтировать его приводили к тому же выводу если, конечно, вы не специалист в области электротехники.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий