Ретроспектива работ Заха Хадид в Эрмитаже

Планета на собственной орбите

Заха Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде в довольно обеспеченной и прогрессивной семье. Отец был политиком либеральных взглядов, а мать ― художницей. Именно она познакомила дочь с изобразительным искусством и пробудила в ней первый интерес к творчеству. Кроме того, семья много путешествовала, и в этих поездках Заха знакомилась с культурой разных стран ― в том числе с архитектурой.

В 22 года Заха окончила математический факультет Американского университета в Бейруте, затем поступила в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. И именно здесь начал формироваться неповторимый авторский стиль Захи Хадид.

В архитектурной школе Заха училась у голландца Рема Колхаса, известного представителя деконструктивизма. Характерные черты этого стиля отражались в первых проектах Захи ― сложные конструкции, асимметричные, зачастую нерациональные формы, ломаные линии. Также её вдохновлял русский авангард, в частности работы Малевича и Кандинского. Её привлекал в них дух новаторства, риска, уход от привычных форм. К этому стремилась и сама Хадид.

 — объяснить другим людям, что, хотя они и привыкли к прямоугольным зданиям, это далеко не единственный способ освоения пространства.

Заха Хадид, фрагмент интервью The Guardian

«Планета на собственной орбите», ― так говорил о Захе Хадид Рем Колхас. В 1978 году он предложил своей талантливой ученице работу в его бюро OMA. А уже спустя два года она открыла собственное агентство ― Zaha Hadid Architects (ZHA). Хотелось бы сказать, что с этого и началась легендарная карьера Захи Хадид, но нет ― ещё долгие годы её идеи существовали лишь на бумаге.

Проекты Хадид вызывали неоднозначную реакцию. Они побеждали во всевозможных конкурсах, но никто не решался воплотить в их жизнь, так как стоили они очень дорого. Кроме того, свою роль играла и бескомпромиссность Захи Хадид, не желающей отступать от своих замыслов. И более десяти лет её агентство занималось дизайном мебели, предметов интерьера и ― внезапно ― обуви.

Проект оперного театра в Кардиффе, Великобритания, 1994 год. Идея вызвала непонимание у инвесторов и жителей города, поэтому её отклонилиФото: Zaha Hadid Architects
Мебель по проекту Zaha Hadid ArchitectsИзображение: Eduardo Perez / Zaha Hadid Architects
Обувь по проекту Захи Хадид для бренда MelissaФото: David Grandorge / Zaha Hadid Architects

Первый заметный успех пришёл к Хадид в 1993 году, когда в Германии завершилось строительство здания пожарной станции компании Vitra по её проекту. Необычная конструкция из остроугольных бетонных плит произвела впечатление на критиков и заказчиков, которые решились работать с самобытным архитектором. Агентство Хадид стало получать новые заказы ― всё более масштабные.

Самые красивые залы Эрмитажа

Павильонный зал отличается пышной роскошью. Здесь мало экспонатов, но рассматривать сам зал можно часами. Создавая этот зал, архитектор Андрей Штакеншнейдер опирался на идеи античности, ренессанса и стилистики мавританства.

Лоджии Рафаэля поражают обилием росписи. Не украшенным здесь не остались даже колонны. Сюжет росписи – истории Ветхового и Нового Заветов. Малахитовая комната это сочетание цвета морской волны, глубокого зеленого и блеск золота. Сама комната не большая, но отделка драгоценным малахитом делают помещение самым дорогим экспонатом в корпусе. Декор комнаты – работа Александра Брюллова.

Концертный зал поражает обилием скульптур. Здесь есть античные богини и музы, нимфы и герои мифов. Скульптуры не только украшают стены, но потолки, создавая особую атмосферу единения с миром искусства.

Гербовый зал создан для проведения самых торжественных мероприятий. Огромный зал украшен исполинскими люстрами, позолоченными колоннами и рядами арочных окон.

Самые загадочные картины Эрмитажа

Сотни лет создавались картины, которые сейчас выставляются в Эрмитаже. Сотни загадок и тайн задают они современным искусствоведам.

«Черный квадрат» картина, которая загадочно влияет на людей. Одни впадают в страх, созерцая ее, другие испытывают чувство эйфории, другие впадают в депрессию, а четвертые отмечают необычайный подъем сил после созерцания шедевра.

Черный квадрат

Картина «Даная» принадлежащая перу Рембрандта изначально выглядела совершенно иначе. В середине прошлого века с помощью рентгеновских лучей выяснилось, что для Дании позировала супруга художника Саския. Но когда та умерла, художник переписал лицо, и натурщицей выступила его новая спутница Гертье Диркс.

Картина Даная Рембрандта

Эль Греко представлен в Эрмитаже картиной «Апостолы Петр и Павел». На картине изображены два апостола, ведущие между собой оживленный диалог. О чем спорят эти столпы христианства не известно, искусствоведы по-прежнему работают над этой загадкой.

Эль Греко — Апостолы Петр и Павел

«Мадонна с цветком» — картина Леонардо да Винчи. Это самое крупное произведение, написанное им в молодости. Загадкой остается то, как картина попала в нашу страну. Известно, что в начале позапрошлого века шедевр уже находился в России.

Мадонна с цветком — Леонардо да Винчи

Путешествия в координатах творчества

Одним из первых реализованных по её проектам зданий стала пожарная часть мебельной компании «Vitra» в Швейцарии, напоминающая бомбардировщик «Стелс» (1991 1993). Ситуация кардинально изменилась именно на рубеже тысячелетий — в 1999 году, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в американском Цинциннати, открытого в 2003. С этого момента Хадид стала одним из самых востребованных архитекторов мира.

Заха Хадид прославилась не только авантажными архитектурными проектами, но и своими живописными и графическими листами, а также работами в области дизайна интерьеров, мебели, посуды. Художница создаёт инсталляции (например, проект идеального дома, представленный на «Imm Cologne 2007» в Кёльне), театральные декорации, выставочные и сценические пространства (например, для мирового турне группы Pet Shop Boys, 1999 2000), интерьеры (ресторан «Моонзунд» в Саппоро, 1990), мебель («органическая» коллекция Dune Formation), картины и рисунки, сотрудничает с многими известными брендами (Swarovski, Dupont, Sawaya & Moroni).

Она также постоянно занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер классы во многих странах мира. Первую из своих многочисленных наград она получила в 1983, а в 2004 Хадид стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию — наивысшую награду в области архитектуры.

В её послужном списке спортивные, музейные и иные объекты, реализованные по всему миру: трамплин и станции канатной дороги в Инсбруке, научные и музейные центры, вокзал в Страсбурге, отели и заводские корпуса, и многое многое другое. Готовы проекты Оперного театра в Гуанчьжоу и «Спиральной башни» в Барселоне, университетской библиотеки в Севилье и жилого квартала в Стамбуле, исламского института в Бейруте и концертного зала в Базеле, и много чего ещё…

Хадид постоянно проживает в Лондоне, и руководимая ею мастерская регулярно выигрывает архитектурные конкурсы. Консервативный Лондон не пустил пока конструктивистские творения Хадид в свои городские ландшафты, но в шотландском Глазго, французском Страсбурге и немецком Лейпциге её работы вписались в западную урбанистику. Стамбульский проект 2005/06 года — хотя и средней этажности, но с весьма футуристическим фасадом, получил рабочее название «Вертикальный шоппинг». Он разработан двумя молодыми архитекторами под руководством Захи Хадид в её венском ателье. Не в стороне и Москва — несколько объектов по проектам леди Захи планируется возвести в строящемся даунтауне «Москва-Сити»: в 2005 году небезызвестная компания «Капитал Груп» заявила о своём сотрудничестве с Захой Хадид в проектировании жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве. Не забыты и кумиры русского конструктивизма: Хадид является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея «Дома Мельникова». Впрочем, и Лондон, похоже, сдался — по проекту Хадид в британской столице вскоре должен появиться огромный аквапарк «Aquatica Сentre», строящемуся к грядущим летним олимпийским играм.

В фокусе творческих исканий и находок Захи Хадид не только городская, но и загородная архитектура — также исполненная самых фантастических очертаний. Так, на венецианской бьеннале она представила свой проект под названием «Symbiotic Villa». Эта загородная вилла разработана в рамках тайваньского проекта «Next Gene 20», в котором приняли участие десять знаменитых мировых имён (включая Хадид) и десять тайваньских зодчих. Симбиоз местных и заезжих, природы и технологии, естественных и искусственных форм и материалов обещает стать очередным рукотворным украшением острова Формоза (так иначе называют Тайвань).

Другой из «молодых тигров» Юго Восточной Азии — Сингапур — также будет отмечен семиглавым объектом Хадид. Жилой комплекс «Farrer Road», состоящий из семи 150 метровых башен и общей площадью 220 тысяч квадратных метров, будет построен в Сингапуре в ближайшее время. Так что растущая слава и востребованность таланта Захи Хадид закидывает её в разные уголки планеты — включая родные ей ближневосточные пустыни.

Вдохновлённая геометрией — квадратом и кубом

В интервью, которое Хадид дала ещё в 1987 году, она замечает: «Мне было очень любопытно узнать, что мой проект Резиденции ирландского премьер министра (Дублин, 1979 80 гг.) часто сравнивают с графикой Кандинского

Тогда то я впервые обратила внимание на связь с арабской каллиграфией, которой интересовался Кандинский»

В творчестве Хадид — лондонского архитектора арабского происхождения — соединились культурные традиции обеих родин, мужское и женское начала, дизайн и архитектура. Её восторженность творчеством Малевича небеспочвенна: ведь его «Чёрный квадрат» во многом напоминает строгие и мрачные очертания священной для мусульман всего мира мечети Кааба в Мекке — огромного чёрного базальтового куба, к которому всегда обращены взгляды молящихся.

Модернизм, художественное течение начала двадцатого века во многом послужил источником вдохновения госпожи архитектора — особенно такие его направления как кубизм, абстракционизм, конструктивизм и супрематизм. Но, несмотря на прямое влияние проектов и графики Малевича и Лисицкого, можно утверждать, что удивительная техника Хадид по трансформации реальности есть феномен её собственного видения и таланта.
В её работах начисто отсутствуют мягкие, утончённые, округлые мотивы, присущие мусульманской архитектуре. В своём творчестве Заха Хадид отринула ордерную систему, ортогональную сетку и строгую симметрию — как и типичную миловидно покорную восточную орнаментику. «Взгляните на любой ландшафт: в нём нет абсолютно прямых и правильных линий, — комментирует Заха Хадид изломанные контуры своих сооружений. — На архитектурные традиции прошлого можно опираться, но их необходимо пересматривать, иначе движение вперёд невозможно». Таков взгляд на мир, кредо и стиль восточной женщины, творящей западную архитектуру.

В современной архитектуре трудно распознать гендерную логику — все грани и различия стёрты. Однако, гнуть своё — как это по женски! Несмотря на супрематические пристрастия, эффектно выгнутая линия и асимметричный футуристический силуэт главенствуют в проектах Хадид. Подсмотренный в природе монументальный абрис бархана, горы, водопада всегда выступают главной идеей её очередного замысла. И не только природные формы: по части топологических пристрастий Хадид — сторонница и продолжательница дела голландского художника Корнелиуса Маурица Эсхера и недавних открывателей «множеств Мандельброта» и прочих чудес фрактальной геометрии и космогонии. Всё сущее — Природа, только разного уровня и масштабов — от квантового наномира до безграничных мегагалактик. Ведь согласно последним теоретическим выкладкам учёных относительно мироздания, время и пространство, виртуальное и реальное в мире переплетаются. Совсем как контуры и материалы в работах Захи Хадид.

Объясняя смысл своего творчества, Хадид говорит, что «фундаментальная задача художника не в том, чтобы заимствовать что то там и сям, смешивая всё в оригинальные композиции. Скорее нужно понимать современную культуру в свете меняющихся событий, каждое из которых является экспериментом». Вот она и экспериментирует вовсю и во всём — зданиях, мебели, обуви — чем усиленно занялся постмодерн.

Жилые башни Grace on Coronation

Архитектурный ансамбль высоток, запланированных к постройке на побережье австралийского Брисбена, напоминает бутоны готовящихся к раскрытию цветов. По замыслу Захи Хадид узкие ножки зданий смогут расширить рекреационную парковую зону внизу, а струящиеся и переплетающиеся зеркальные линии основания обеспечат необходимое освещение и непередаваемую игру света, бликуя и отражая его от водной глади. Высотка каждой башни составит порядка 23-25 этажей.

Всего жилой комплекс площадью 45 000 кв. м объединит в себе более 480 жилых апартаментов, более 0,7 га набережной зоны и восемь полноценных вилл. Стоимость реализации проекта обойдется городу порядка 410 млн австралийских долларов.

Архитектурный шедевр жилых башен с оригинальным фасадом

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • Ресурсы, связанные с музыкой  :
  • Ресурс, связанный с шоу

    Показать архивы

Лауреаты Премии Империума в области архитектуры

 Ieoh Ming Pei (1989)  · Джеймс Стирлинг (1990)  · Гае Ауленти (1991)  · Фрэнк Гери (1992)  · Кензо Танге (1993)  · Чарльз Корреа (1994)  · Renzo Piano (1995)  · Тадао Андо (1996)  · Ричард Мейера (1997)  · Альваро Сиза (1998)  · Fumihiko Maki (1999)  · Ричард Роджерс (2000)  · Жан Нувель (2001)  · Норман Фостер (2002)  · Рем Колхас (2003)  · Оскар Нимейер (2004)  · Yoshio Танигучи ( 2005)  · Фрей Отто (2006)  · Герцог и де Мерон (2007)  · Питер Цумтор (2008)  · Заха Хадид (2009)  · Тойо Ито (2010)  · Рикардо Легоррета (2011)  · Хеннинг Ларсен (2012)  · Дэвид Чипперфилд ( 2013)  · Стивен Холл (2014)  · Доминик Перро (2015)  · Пауло Мендес да Роша (2016)  · Рафаэль Монео (2017)  · Кристиан де Портзампарк (2018)

Обладатели Притцкеровской премии

1970-1980-е гг. Филип Джонсон (1979)  · Луис Барраган (1980)  · Джеймс Стирлинг (1981)  · Кевин Рош (1982)  · Пей (1983) · Ричард Мейер (1984) · Ганс Холлейн (1985) · Готфрид Бём (1986) · Кензо Танге ( 1987) · Гордон Баншафт и Оскар Нимейер (1988) · Фрэнк Гери (1989)             
1990-е Альдо Росси (1990)  · Роберт Вентури (1991)  · Альваро Сиза (1992)  · Fumihiko Maki (1993)  · Портзампарк (1994)  · Тадао Андо (1995)  · Рафаэль Монео (1996)  · Сверре Фена (1997)  · Renzo Фортепиано (1998)  · Норман Фостер (1999)
2000-е Рем Колхас (2000)  · Жак Херцог и Пьер де Мерон (2001)  · Гленн Murcutt (2002)  · Утзон (2003)  · Заха Хадид (2004)  · Том Мейн (2005)  · Паулу Мендес да Роша (2006)  · Ричард Роджерс (2007)  · Жан Нувель (2008)  · Питер Цумтор (2009)
Годы 2010 Кадзуё Седзима и Рюэ Нисидзава (2010)  · Эдуардо Соуто де Моура (2011)  · Ван Шу (2012)  · Тойо Ито (2013)  · Сигеру Бан (2014)  · Фрей Отто (2015)  · Алехандро Аравена (2016)  · Рафаэль Аранда , Карме Пигем и Рамон Вилалта / RCR Arquitectes (2017)  · Балкришна Доши (2018)  · Арата Исодзаки (2019)
Годы 2020 Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара (2020 г.)  · Энн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль (2021 г.)

Награды, номинации и признание

В 2002 году она занимала кафедру архитектурного дизайна Ээро Сааринена в Йельском университете .

  •  : Золотая медаль за архитектурный дизайн, британская архитектура для Eaton Place, 59, Лондон
  •  : Архитектурная премия Эриха Шеллинга
  •  : особая награда Équerre d’argent за трамвайную остановку Hœnheim Nord в Страсбурге.
  •  : Государственная премия Австрии
  •  : Премия Европейского Союза за современную архитектуру Мис ван дер Роэ за трамвайную остановку Hœnheim Nord в Страсбурге.
  •  : Притцкеровская премия
  •  : Австрийский почетный крест за науку и искусство.
  • 2005: Немецкая архитектурная премия для завода BMW в Лейпциге.
  • 2005: Премия «Дизайнер года» за дизайн в Майами
  • 2005: Приз Королевского института британского архитектора за завод BMW в Лейпциге.
  •  : Премия Королевского института британских архитекторов научно-популярному музею Фаэно.
  •  : Медаль Томаса Джефферсона в архитектуре
  •  : награда Королевского института британского архитектора за фуникулер Nordpark
  •  : Приз Praemium Imperiale .
  •  : Премия Стирлинга  : за MAXXI — Национальный музей искусств 21 века , Рим
  •  : Премия Стирлинга: Академии Эвелин Грейс, Лондон
  •  : Премия Джейн Дрю за исключительный вклад в улучшение положения женщин в архитектуре.
  •  : королевская золотая медаль за архитектуру

Национальный стадион

Финальная реализация проекта в Токио (Япония) намечена на 2018 год и приурочена к проведению Кубка мира по регби. Будущий комплекс сможет разместить более 80 тысяч зрителей и кроме спортивной арены будет вмещать в себя интерактивный музей спорта, в котором посетители познакомятся со спортивными традициями и достижениями различных стран мира.

Примечательно, что все здания Захи Хадид несут отпечаток ее натуры. Благодаря обилию ленточных опоясывающих форм на фасадах, а также страсти Хадид к сложным органическим формам и всяческим футуристическим элементам дизайнерские проекты ее бюро сложно спутать с другим авторством.

Проект олимпийского стадиона в Токио

Концептуальный небоскреб, который будет возведен в молодом городе Лусаил (государство Катар)

В первую очередь такой эффект достигается благодаря работе архитектора со сложными материалами. К примеру, Заха Хадид очень любила использовать композитные пластики и различные сложные для восприятия перетекающие друг в друга детали. Этим-то она качественно отличалась от остальных архитекторов, которые чаще всего проявляли свою смелость исключительно на бумаге. В отличие от них, Заха не только проектировала, но и имела смелость воплощать в жизнь свои эксцентричные объекты. Она стала теперь уже навеки не просто первой известной женщиной-архитектором, а архитектором, продиктовавшим стиль и атмосферу целой эпохе.

Скандалы в Азии

Последние годы жизни Хадид были отмечены скандалами, связанными со строительством спортивных объектов в Азии

Во время строительства её стадиона в Катаре погибли рабочие — и СМИ, естественно, обратили внимание в первую очередь на известного архитектора. Хадид попросила журналистов тщательнее проверять факты: дизайн здания сам по себе не был опасным для рабочих, а вина лежала на властях Катара и девелопере, которые не обеспечили должного соблюдения техники безопасности на объекте. Кроме того, проект стадиона в Катаре критиковали за экстравагантную форму: многим он напомнил вагину

Хотя Хадид отрицала любое сходство, это кажется скорее плюсом: так в проекте стадиона иронично обыгрался исламский запрет на изображение человеческих лиц. Ещё один скандал ждал Заху Хадид в Токио: местные архитекторы ужаснулись её грандиозному проекту олимпийского стадиона за несколько миллиардов долларов. Кто-то сравнивал его с черепахой, которая хочет затянуть Японию на морское дно.  

Кроме того, проект стадиона в Катаре критиковали за экстравагантную форму: многим он напомнил вагину. Хотя Хадид отрицала любое сходство, это кажется скорее плюсом: так в проекте стадиона иронично обыгрался исламский запрет на изображение человеческих лиц. Ещё один скандал ждал Заху Хадид в Токио: местные архитекторы ужаснулись её грандиозному проекту олимпийского стадиона за несколько миллиардов долларов. Кто-то сравнивал его с черепахой, которая хочет затянуть Японию на морское дно.  

биография

Детство

Заха Хадид родилась 31 октября 1950 г.в Багдаде, Ирак, из высшей суннитской туркменской семьи . Его отец, Мухаммад аль-Хадж Хусейн Хадид, был богатым промышленником из Мосула

Он является одним из основателей левой либеральной политической группы аль-Ахали, которая была важной политической организацией в период с 1930 по 1940 годы. Он был соучредителем Национально-демократической партии Ирака. Его мать, Ваджиха ас-Сабунджи, была художницей из Мосула

В 1960-х годах отец отправил ее с двумя братьями в Европу, где она училась в школах-интернатах в Англии и Швейцарии .

Его мать, Ваджиха ас-Сабунджи, была художницей из Мосула. В 1960-х годах отец отправил ее с двумя братьями в Европу, где она училась в школах-интернатах в Англии и Швейцарии .

Впоследствии Заха Хадид переехала в Ливан , где изучала математику в Американском университете Бейрута, а затем переехала в Лондон, чтобы изучать архитектуру в Школе архитектуры Архитектурной ассоциации . Там она знакомится с Ремом Колхасом , Элией Зенгелисом и Бернардом Чуми . Она работает со своими бывшими профессорами Колхасом и Зенгелисом в Управлении столичной архитектуры (OMA) в Роттердаме , став партнером в 1977 году, когда она получила диплом. Благодаря связям с Колхасом она знакомится с Питером Райсом , инженером, который помогал и воодушевлял ее в то время, когда кажется, что ее работы сложно построить.

Карьера

В 1980 году она создала собственное агентство в Лондоне. В 80-е годы она также преподавала в Школе архитектуры Архитектурной ассоциации, а затем в самых престижных международных учреждениях. Она была удостоена кафедры Kenzō Tange в Высшей школе дизайна Гарвардского университета и кафедры Салливана в Школе архитектуры Иллинойского университета в Чикаго . Она также была доцентом в Hochschule für Bildende Künste в Гамбурге , в Knowlton школе архитектуры в Университете штата Огайо , в Masters Studio , в Колумбийском университете в Нью — Йорке, и приглашенный профессор «Ээро Сааринен архитектурное проектирование» в университете Yale в Коннектикут и в 2000 году, профессор архитектуры отдела университета прикладных искусств в Вене (Universität für Angewandte Kunst, в Австрии . Она является почетным членом американской академии искусств и литературы и американского института архитекторов .

Для его стиля характерно пристрастие к переплетению тугих линий и кривых, острых углов, наложенных плоскостей, что придает его творениям сложность и легкость. В 2004 году Заха Хадид получила Притцкеровскую премию . Она первая женщина, получившая эту награду. В 2006 году ретроспектива его работ прошла в Гуггенхайме в Нью-Йорке . Она второй архитектор, удостоенный этой чести после Фрэнка Гери . В том же году она получила почетное звание Американского университета Бейрута . По данным журнала Forbes, в году она заняла 69- е  место среди самых влиятельных женщин мира .

В ноябрь 2012, он предназначен для реконструкции национального олимпийского стадиона в Токио, но его проект очень критикуется. Несколько японских архитекторов не одобряют его, в частности Арата Исодзаки, который сравнивает его с «черепахой, которая ждет, пока Япония утонет, чтобы уйти куда-то поплавать» , эта реакция, возможно, вызвана раздражением от того, что иностранка выиграла это соревнование. Проект также подвергается нападкам со стороны интеллектуалов за его эстетику, но именно его стоимость, которая первоначально выросла со 130 миллиардов иен (963 миллиона евро) до 252,5 миллиардов иен (1872 миллиона евро), наконец, стала началом нового конкурса на тендеры в 2015 году. Заха Хадид защищалась, ссылаясь на повышение налогов на строительные материалы и трудности с поиском работы в Японии.

Zaha Hadid Architects  (in) насчитывает в 2016 году около 430 сотрудников. Штаб-квартира находится в Лондоне, в районе Клеркенвелл . Затем Захе Хадид помогали четыре партнера: Патрик Шумахер, Джанлука Ракана, Джим Хеверин, Чарльз Уокер .

Она умирает на 31 марта 2016 г.в Майами после сердечного приступа .

Эрмитаж – краса России

Перевод слова «Эрмитаж» с французского языка может удивить. Ведь слово обозначает «место для затворничества». Но разве в таком прекрасном дворце можно уединятся? Он создан для балов, танцев и приемов. Но во времена Екатерины II это был не дворец, а флигель, в котором императрица поместила свою коллекцию картин из Голландии.

Экатерина II

Построили флигель архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном в период с 1764 по 1775 годы. Ю.М. Фельтон построил и здание Большого Эрмитажа, когда флигель или Малый Эрмитаж стал тесен для экспонатов.

Все последующие императоры поддерживали начинание императрицы и уже закупали не только отдельные шедевры, но и целые коллекции. В 1852 году Эрмитаж был открыт для публичного посещения. После получения пропуска в музей мог пройти любой желающий. В том же году для сокровищ Эрмитажа было построено отдельное здание.

Зимний дворец с 1762 по 1904 год был официальной резиденцией российских императоров.

Зимний дворец

Музеем Зимний дворец стал после Революции, когда в нем поместили основную экспозицию. Ф.Б. Растрелли стал архитектором, но стройка длилась десятилетия. Над зданием работа О. Монфферан, К.И.Росси.

Таким образом, Главный музейный комплекс Эрмитаж это 6 зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

6 зданий Эрмитажа

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий